камеры, установленные на входе в магазин, снимают биометрические данные всех посетителей
Ассоциация профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров (АППСИМ) просит Роскомнадзор (РКН) проверить систему "СтопШопЛифтёр", используемую магазинами для выявления краж, на необоснованный сбор биометрических данных посетителей торговых точек. Соответствующее письмо ассоциация отправила в ведомство, сообщает RG.RU.
"[Система "СтопШопЛифтёр"] внедрена в более чем 300 магазинах 14 сетей ритейла в России, включая "Перёкресток", "Ленту", "Ашан", "Подружку", "Детский мир" и Metro Cash&Carry", - указало издание со ссылкой на данные АППСИМ на 2019 год.
Система функционирует следующим образом: когда забывчивый клиент по ошибке уносит товар, не оплатив его, оператор системы, работающий в магазине, может просмотреть записи с камер видеонаблюдения и добавить в базу данных фото и видео с этим клиентом, а также информацию о нём и о задолженной сумме. Эти данные становятся доступными для всех магазинов, использующих "СторШопЛифтёр". В случае возвращения клиента, по всей торговой точке начинает звучать предупреждающий голос, указывающий на недопустимость краж. Сотрудники получают уведомление с фотографией клиента через специальное приложение. При необходимости охранники могут потребовать возмещение ущерба, а в случае отказа - вызвать полицию.
Помимо этого, камеры, установленные на входе в магазин, снимают биометрические данные всех посетителей.
Как отметило RG.RU, АППСИМ выражает мнение, что некоторые аспекты работы системы могут быть неправомерными, особенно когда управление "СтопШопЛифтёром" возлагается на директора или его заместителя, что может привести к случайному включению в базу данных добросовестных покупателей. Также использование биометрических данных, включая данные несовершеннолетних, без их согласия является недопустимым. Эти данные хранятся на серверах частных компаний с "нерегулируемым кругом лиц".
Согласно закону "О персональных данных", обработка биометрических данных возможна только при наличии письменного согласия человека, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ о реадмиссии.
Система также включает модуль автоматической аналитики, который идентифицирует людей по распознаванию лиц и анализирует информацию о них в социальных сетях.
"Учитывая, что сетевые ретейлеры всячески стимулируют своих покупателей заводить карту лояльности магазина, для получения которой обычно нужно указать номер мобильного телефона, а также ФИО и дату рождения, то получается, что система позволяет установить личность конкретного субъекта персональных данных", - сказали в Ассоциации.
Сети "Пятёрочка" и "Перекрёсток" не используют данную систему, сообщили изданию в пресс-службе X5 Group.
В РКН заявили, что изучили письмо АППСИМ и не обнаружили нарушений закона о персональных данных в работе "СтопШопЛифтёра" относительно возможной обработки биометрических данных посетителей магазинов.
"Дополнительно ведомство направило это обращение в Минцифры России для рассмотрения на предмет возможного несоблюдения положений закона об осуществлении идентификации и аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных (N572-ФЗ)", - добавили в ведомстве.
Напомним, ранее стало известно, что операторы связи по запросу РКН еженедельно блокируют сотни тысяч SIM-карт.
Читайте новости Шахты.SU - Информационного портала города Шахты в Телеграме: https://t.me/shahtysu