<= Перейти на главную страницу портала
Шахты.SU. Статьи.
16+

Критическое игнорирование как основная компетенция цифровизации современной жизни

Критическое игнорирование как основная компетенция цифровизации современной жизни

Низкокачественная и вводящая в заблуждение информация в Интернете может отвлекать внимание людей, часто вызывая любопытство, возмущение или гнев. Сопротивление определённым типам информации и действующим лицам в Интернете требует от людей принятия новых умственных привычек, которые помогают им не поддаваться искушению привлекающим внимание и потенциально опасным контентом. Информационная грамотность, в отношении цифровых медиа, должна включать способность критического игнорирования - выбирать, что игнорировать и куда направить свои ограниченные способности внимания. Есть три типа когнитивных стратегий для реализации критического игнорирования:

1) самодисциплинарное отталкивание, при котором человек игнорирует искушения, удаляя их из своего цифрового окружения;

2) параллельное изучение вопроса, при котором информация проверяется, оставляя вне внимания первоначальный источник и проверяя её достоверность в другом месте в Интернете;

3) принцип "не кормить троллей", который советует не вознаграждать вниманием злоумышленников.

Эти стратегии, реализующие критическое игнорирование, должны быть частью школьных программ по цифровой информационной грамотности. Обучение таким навыкам требует смены парадигмы в мышлении педагогов, от сосредоточения внимания исключительно на силе доверия СМИ до пристального акцентирования внимания на силе игнорирования.

Обилие информации создаёт дефицит внимания и необходимость эффективно распределять это внимание среди переизбытка источников информации, которые могут его потреблять. Функция игнорирования является таким же жизненно важным фактором умственного прогресса, как и функция самого внимания. Цифровой мир создан искусственно. Модерируемый с помощью алгоритмических инструментов, он содержит больше информации, чем все библиотеки мира вместе взятые, но большая часть этой информации поступает из непроверенных источников и не имеет общепринятых показателей достоверности. Люди, просматривающие свои ленты в социальных сетях, сталкиваются с потоком обновлений и сообщений - рекламой нового устройства, мемом от друга, новостями о пандемии и мнениями обо всем, от изменения климата до последней ошибки знаменитости - все в бесконечном потоке, создаваемом и распространяемом людьми и продвигаемом с помощью алгоритмов, разработанных для того, чтобы заставить людей оставаться на платформе, чтобы они могли подвергаться большему количеству рекламы.

Проблемы, связанные с обилием и привлекающей внимание информацией, усугубляются распространением ложной информации и теорий заговора, обилие которых может привести к тому, что люди усомнятся в самом существовании "правды" или общей реальности. Совершенно новый словарь стал необходим для описания тактики дезинформации и онлайн-преследований, таких как флуд, троллинг, фейк и др. Эти тактики порождают избыток противоречивой и неактуальной информации, чтобы посеять сомнения, подорвать общее восприятие реальности или просто отвлечь внимание людей.

Чтобы противодействовать проблемам, связанным с ложной и вводящей в заблуждение информацией, а также другими ловушками, привлекающими внимание в Интернете, в работе по разработке политики необходимо использовать многоаспектный подход, начиная от модерации контента и заканчивая проверкой фактов и введением подсказок, которые замедляют распространение ложных слухов. Многие знакомы с похожими шагами распределения прав доступа в локальной сети на работе, когда, например, менеджер может посмотреть только часть информации по бухгалтерии, а главный бухгалтер может увидеть всю информацию любого из менеджеров. Кроме того, людей надо подготавливать не только к распознаванию онлайн-манипуляций и дезинформации, но и противодействию им посредством как превентивных, так и ответных (развенчание) вмешательств. Эти меры повысят компетентность людей в области медийной и информационной грамотности.

Из-за потока дезинформации крайне важно, чтобы учителя естественных наук помогали учащимся использовать критическое мышление для проверки утверждений, которые они видят, слышат или читают, которые не основаны на научных фактах и/или доказательствах. Но как бы ни была важна способность критически мыслить, недостаточно заимствовать инструменты, разработанные для офлайн-среды, и применять их в цифровом мире. Когда мировые новости приходят к людям, отфильтрованными не без помощи алгоритмов отслеживания цифровых устройств, больше не нужно решать, какую информацию искать. Вместо этого непрекращающийся поток информации превратил человеческое внимание в дефицитный ресурс, которым так желают воспользоваться рекламодатели и поставщики контента.

Инвестирование усилий и сознательного критического мышления в источники, которые должны были быть проигнорированы в первую очередь, означает, что чьё-то внимание уже было экспроприировано. Таким образом, цифровая грамотность и критическое мышление должны включать в себя акцент на способности критического игнорирования и выбор того, что следует игнорировать, обучение тому, как сопротивляться низкокачественной, либо вводящей в заблуждение, но привлекательной для познавательной деятельности информации, а также принятие решения о том, куда акцентировать своё внимание.

Избирательность в отношении доступной информации лежит в основе человеческого познания. Практически каждый раз, когда люди обрабатывают стимул, они делают это только потому, что игнорируют несколько конкурирующих стимулов. На уровне перцептивной обработки разум должен игнорировать нерелевантную сенсорную информацию, чтобы сосредоточиться на важных объектах в постоянно меняющейся среде. Общая способность выполнять когнитивные задачи, опираясь на объем рабочей памяти, связана со способностью подавлять нерелевантные отвлекающие факторы. Игнорирование информации также является отличительной чертой принятия решений ограниченно рациональным разумом (т. е. разумом реального мира, ограниченным во времени, знаниях, предвидении и когнитивных ресурсах). Ключевой класс стратегий принятия решений состоит из эвристических стратегий. Их природа заключается в игнорировании "части информации с целью принятия решений более быстро, экономно и/или точно", чем это возможно при использовании более сложных действий.

статья открылась