<= Перейти на шахтинский форум
Философия бытия
16+
21 сентября (пятница) 2018
alexisiumus
Так уж повелось у нас ещё с давних пор, что пророков и гениев отечественной науки чаще всего ценили и чтили зарубежные современники, а у нас – только после их смерти. Более того, их не просто не замечали на родине. Они в большинстве своём прошли через непризнание, непонимание, насмешки, обструкцию, а порой и гонения, репрессии. Удивительно ли, что при такой традиции многие достижения российской науки в большей степени являлись своего рода толчком для развития перспективных научных направлений на Западе. В России же новаторские идеи, технологии становились известны спустя много лет, зачастую после смерти или посмертной реабилитации их авторов. Можно много рассуждать об истоках, предпосылках такого чисто российского феномена – экономических, политических, культурологических. Но это предмет особого разговора.

Нам представляется важным подчеркнуть, что страница, которую ты, читатель, только, что увидел перед собой – одна из тех, которые приходят в нашу жизнь спустя много лет после её написания. В самом деле её автор – Р. Ф. Абдеев, кибернетик военно-космического НИИ, занятый созданием информационных моделей и средств управления пилотируемых КЛА, уже в 70-х годах подошёл к пониманию того, что многие новые процессы, происходящие в окружающем мире, нуждаются в принципиально новом философском осмыслении вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего дня всей человеческой цивилизации. По его мнению, на теорию развития следовало взглянуть с точки зрения её соединения с достижениями информатики, кибернетики, генетики, синергетики, микроэлектроники, экологии, уже тогда позволившими сказать о завтрашнем дне человечества как о цивилизации информационной. Проблемы мировоззренческого анализа нелинейных реальных процессов, выдвижение автором собственной концепции спирали развития способствовали не только новому взгляду на диалектику скачков и макродинамику процессов развития, но и раскрытию механизмов самоорганизации как социума, так и материи. Это позволяло выявить как новую методологию познания механизмов ускорения темпов общественного развития, так и инструментарий, при помощи, при помощи которого оно может быть итенсифицыповано. Казалось бы, в подобном исследовании были заинтересованы прежде всего те, кто громче всех и практически ежедневно возвещал о борьбе за построение нового типа общественных отношений. Но, как оказалось, забота об этом провозглашалась лишь на словах. На деле же догматизм в науке, унификация и крайняя идеологизация духовной, всей общественной жизни, политическая и идейная монополия вели не к прогрессу, а к застою, упадку и регрессу. На доли долго говорить о том, что при таком отношении философия информационной цивилизации не была нужна властям. Но не нужна была она и тем, кто в академических мантиях выступал не более как комментатором классиков марксизма и «исторических решений КПСС». Удивительно ли, что вместо «общества светлого будущего» мы оказались в результате у края пропасти, отставшими на много лет от многих стран, на затворках мирового общественного прогресса.

Перед читателем предстаёт сегодня не просто общая идея, концепция философии информационной цивилизации, каковой она была у Р. Ф. Абдеева в конце 70-х – начале 80-х годов. Перед нами целостный, полный итог более чем двадцатилетних системных исследований, проведённых автором в области как философии, так и естественных наук, -- труд, который впервые увидел свет лишь сейчас. Кто-то может не соглашаться с отдельными положениями этой работы или даже с её концепцией в целом. Но, извлекая уроки из недавнего прошлого, давайте помнить о главном – истина рождается лишь в

творческом поиске, научной дискуссии, сопоставлении различных точек зрения. Одну из них – выстраданную, оригинальную, крайне интересную и перспективную – предлагает Вашему вниманию гуманитарный центр «ВЛАДОС».
2182 просмотра
21 сентября (пт) 2018
Atos
Любая цивилизация сильна культурой труда, умением работать. В основе их лежит научное (не умозрительно-догматическое
21 сентября 2018 в 09:18 alexisiumus пишет:






a> На доли долго говорить о том, что при
a> таком отношении философия информационной
a> цивилизации не была нужна властям.
a> . Удивительно ли, что вместо
a> «общества светлого будущего» мы
a> оказались в результате у края пропасти,
a> отставшими на много лет от многих стран, на
a> затворках мирового общественного прогресса.
Любая цивилизация сильна культурой труда, умением работать. В основе их лежит научное (не умозрительно-догматическое, а проистекающее из опыта человечества) мировоззрение, непрерывное обновление знаний. Десятилетия тоталитарного единомыслия и застоя, а также невостребованности знаний и уравниловка отучили подавляющую часть советских людей мыслить и работать, а руководителей - принимать компетентные решения. Поэтому экономическая реформа в стране и духовное возрождение общества идут крайне медленно.

В то же время человечество в лице множества развитых стран стремительно меняет свой социальный облик. В эпоху НТР этому способствует величайший по глубине процесс бурного развития науки. Происходит пересмотр кардинальных научных концепций, расширяющий границы нашего познания. Кибернетика и синергетика позволили глубже и по-иному осмыслить процессы самоорганизации материи и ее ноосферы. Возрастание динамизма социальных процессов и их эволюция, крушение коммунистической идеологии и выход передовых стран в качественно новую цивилизацию требуют объяснений, философских обобщений и новых мировоззренческих ориентиров.
2235 просмотров
21 сентября (пт) 2018
George
Особое место занимают связи кибернетики с теорией информации, потому что
21 сентября 2018 в 15:08 Atos пишет:
A> Кибернетика и синергетика позволили глубже и
A> по-иному осмыслить процессы самоорганизации
A> материи и ее ноосферы. Возрастание динамизма
A> социальных процессов и их эволюция, крушение
A> коммунистической идеологии и выход передовых
A> стран в качественно новую цивилизацию требуют
A> объяснений, философских обобщений и новых
A> мировоззренческих ориентиров.

Особое место занимают связи кибернетики с теорией информации, потому что
кибернетика, опираясь на общеметодологические и философские основы теории управления,
должна снабдить управляющего конкретными рецептами, которые призваны помочь ему
найти правильное решение в сложной ситуации. Общефилософские позиции помогают
наметить правильно цели управления, определить перспективу развития, выработать
стратегию. Но конкретные решения будут зависеть от многих обстоятельств, которые трудно
учесть при стратегическом анализе. Среди этих обстоятельств особое место занимает та
информация, которой располагает или будет располагать управляющий. Недостаток
информации, то есть незнание обстановки, чреват катастрофическими последствиями. Но и ее
избыток также может быть опасен. Информации должно быть ровно столько, сколько
необходимо для того, чтобы лицо, принимающее решение, могло представить ситуацию в
целом. А для этого ее надо специальным образом подготовить.
2265 просмотров
21 сентября (пт) 2018
Atos
Я категорически Вас приветствую, коллега
21 сентября 2018 в 15:49 George пишет:

G> Особое место занимают связи кибернетики с теорией
G> информации
Я категорически Вас приветствую, коллега George!
Не считаете ли Вы, что смену мировоззрения на рубеже третьего тысячелетия подготовила революция в области коммуникаций и информации, достигшая таких масштабов, каких не могли себе даже представить предшествующие поколения. Массовая компьютеризация, внедрение и развитие новейшей информационной технологии привела к впечатляющему рывку вперед в сферах образования, бизнеса, промышленного производства, научных исследований и социальной жизни. Информация превратилась в глобальный, в принципе неистощимый ресурс человечества, вступившего в новую эпоху развития цивилизации - эпоху интенсивного освоения этого информационного ресурса и "неслыханных возможностей" феномена управления.

Именно информация, управление и организация, как могучие локомотивы прогресса, умчали развитые страны в новую цивилизацию. Этот переход начался в 60-х н завершился (для этих стран) к середине 80-х годов, совпав по времени с годами "застоя" у нас. Теперь мы оказались уже в глубоком социально-экономическом тупике. И одна из причин этого - догматическое, оторванное от науки и социальной практики заскорузлое мировоззрение. Вспомнив булгаковское "разруха не в клозетах, а в головах", обратим свой взгляд на сегодняшнее состояние нашей философии.
2358 просмотров
21 сентября (пт) 2018
Ясон
Ребята вы полностью будете эту статью печатать

Информационная безопасность деятельности общества и ее основные положения, Информационные геополитические и экономические процессы современного общества, Основные положения информатизации общества и обеспечение безопасности его деятельности - Информационная безопасность https:/bstudy.net671135

А может вот этим ограничитесь


2443 просмотра
21 сентября (пт) 2018
Ясон
Я конечно польщён тем что вы вели прямой репортаж с моей лекции, но воспитанные мальчики обычно спрашивают разрешение и предлагают гонорар.
2324 просмотра
21 сентября (пт) 2018
Ясон
З.Ы.
И не хихикают на лекциях так что штукатурка с потолка сыплется
2372 просмотра
21 сентября (пт) 2018
Atos
А что, уважаемый Ясон
21 сентября 2018 в 18:09 Ясон пишет:

Я>
Я>

А что, уважаемый Ясон,разве сегодняшнее состояние нашей философской науки нельзя охарактеризовать одним словом - стагнация?!! Она является следствием длительной антиинтеллектуальной атмосферы, воцарившейся в обществе в послеленинский период и ярко обрисованной во "Введении в философию". Уже в середине 20-х годов, особенно после высылки из страны целой группы видных философов, таких, как И. А. Ильин, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, С. Н. Булгаков и другие, философия лишилась жизненно необходимой для ее развития свободы дискуссий. Философия стала рассматриваться не как область культуры, а как всего лишь форма выражения классовых интересов, как идеология правящего класса.

При И. В. Сталине принцип партийность философии был перенесен вообще на науку и превращен в средство политических обвинений и дискредитации не только честных ученых, но и целых научных направлений - кибернетики, генетики и др. В сферу философии пришли недостаточно образованные, а порой и просто малограмотные люди, превратившие философию в -идеологическую дубину, с помощью которой вершился разгром философской мысли, велась борьба с островками независимых теоретических исканий... Черное крыло репрессий, колесница смерти и убийств подмяли под себя философскую мысль" .
2532 просмотра
21 сентября (пт) 2018
Ясон
С Вами, уважаемый Olivier, comte de La Fère, трудно не согласиться. Действительно
В 20-80-е годы стали годами комментаторства работ классиков (включая Сталина, роль которого все возвеличивалась) и решений партии. Были и позитивные работы по истории философии, отдельные успехи в разработке методологии частных наук, в углублении теории отражения. Однако при этом реализовывался относительно простой уровень интерпретации философии - абстрактно-всеобщий, основанный на понятиях материи вообще и ее развития “от простого к сложному” (без раскрытия внутренних механизмов самоорганизации, ускорения темпов), законов диалектики вообще и т. п.

Марксизм утвердился как парадигма на все времена. Наряду с этим в социальной жизни общества, в экономике, культуре, морали, да и в международном рабочем движении накапливались все более серьезные проблемы и противоречия. Философия была лишена возможности проводить объективный анализ существующей социальной практики, формулировать рекомендации по корректировке курса.

И в теоретическом плане за все эти годы советская философская мысль не выдвинула ни одной крупной идеи, которая сыграла бы революционизирующую роль в развитии естественных, технических и общественных наук. Остались неразработанными целые пласты проблем, весьма актуальных как в научном, так и практическом планах. А именно: самоорганизация материи и социума; механизм ускорения темпов прогресса; диалектика скачков и макродинамика процессов развития; нелинейность реальных процессов, являющаяся всеобщей закономерностью и т. д.

Кибернетика и синергетика, внесшие наибольший концептуальный вклад в современное миропонимание, еще не вплетены должным образом в ткань материалистической диалектики. В учебниках не излагается сущность важнейших философских и социальных феноменов - управления, организации и информации, не говоря уже об энтропии. Информация до сих пор не признана философской категорией. А ведь информация и энтропия сегодня стали основополагающими понятиями теории самоорганизации и теории развития.
2517 просмотров
21 сентября (пт) 2018
George
Категорически согласен! И всё же последние усилия в изучении кибернетики, систем управления и поведения в условиях изменений, а также в таких смежных областях, как теория игр (анализ группового взаимодействия), системы обратной связи в эволюции и исследование метаматериалов (материалов со свойствами атомов, их составляющих, за пределами ньютоновых свойств), привели к возрождению интереса к этой всё более актуальной области.
2527 просмотров
21 сентября (пт) 2018