В своей статье мне хотелось бы рассказать об условиях труда в сфере розничной торговли, наиболее характерных для супер- и гипермаркетов торговых сетей
Виталий Гурциев, вчера:
В своей статье мне хотелось бы рассказать об условиях труда в сфере розничной торговли, наиболее характерных для супер- и гипермаркетов торговых сетей. Я много лет проработал в подобных предприятиях, и сейчас хотел бы поделиться своими наблюдениями и выводами с читателями.
Прежде всего, речь пойдет о средней зарплате рабочих низшего звена, таких, например, как продавцы-кассиры. Она измеряется в диапазоне от 20 до 40 тысяч рублей, в лучшем случае. Их рабочий день длится от 12 до 24 часов с перерывом не более одного часа. При этом на такого сотрудника ложатся все риски, связанные с кассой или продажей алкоголя несовершеннолетним. За допущенные оплошности рабочий вполне может лишиться всей своей зарплаты, магазин же убытков не понесет.
Сотрудники среднего звена, имеющие в подчинении 2-3 человек, занимают лишь немногим более привилегированное положение. Их преимущества состоят лишь в несколько более высоком окладе и меньшем участии в физическом труде. В остальном же степень эксплуатации ничуть не ниже.
Так называемые директора-управляющие, те, кто начальствует уже над 10-12 рабочими, несмотря на свое значение в работе предприятия, довольствуются в сравнении с другими более удобным графиком и чуть меньшей продолжительностью рабочего дня.
Разумеется, питание рабочего в обеденный перерыв оплачивается самим рабочим. Встречаются снисходительные начальники, позволяющие есть «просрочку». Но чаще не допускают и этого: руководство лучше вывезет продукты на свалку, чем позволит кому-либо бесплатно ими воспользоваться.
Нормальной практикой стали неоплачиваемые переработки, которые порой составляют несколько часов, из-за чего на себя у человека времени почти не остается. Работа отнимает большую часть дня, путь домой и сон – его остаток.
Те, кто даже непродолжительное время проработал в сетевом магазине, постепенно превращаются в живые машины, настроенные на выполнение примитивных технологических операций. Нормальный быт такого человека: аренда вскладчину квартиры или комнаты, проживание в самых убогих условиях, в тесноте. Обычная пища – лапша быстрого приготовления, мясо и фрукты – в виде исключения.
Тяжелые условия труда и быта подавляют личность, притупляют сознание, сводя потребности едва не к простому удовлетворению инстинктов. А амбиции таких людей не поднимаются выше желания крошечной прибавки к зарплате или повышения до уровня сотрудника среднего звена.
Вместе с тем нельзя не отметить наличие рабочей солидарности в трудовых коллективах. Рабочие, задавленные тяжелым трудом, относятся друг к другу по-товарищески, всегда готовы выручить друг друга. Среди них не бывает межнациональных конфликтов – в труде все равны.
Большинство рабочих не верят в улучшение условий труда и не видят перспектив в борьбе за лучшую жизнь. Агитацию, нацеленную на пробуждение классового сознания, они воспринимают с горькой иронией. Однако практически в любом трудовом коллективе найдутся люди, вполне осознающие свое положение наемных рабов и не желающие с ним мириться. Именно они могут и должны стать проводниками идеологии борьбы за освобождение рабочего класса среди сотрудников торговых сетей.