<= Перейти на шахтинский форум
Загадки нашей истории
16+
12 февраля (среда) 2020
ИВАН 401
В начале было СЛОВО
И слово было с Богом,
и СЛОВО было бог.

Созвучия эфирные образами дивными
В строчки-узелочки ниточкой сплелись.
Тайнами заветными, обрядами чинными
В каменных скрижалях пропечатались.

„Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.“
М. Горький

Много тайн и загадок хранит наша история. Возникали они по разным причинам, но вели всегда к недопониманию сути происходящего, как в прошлом, так и в настоящем. Суть происходящего ныне только кажется сотворенным здесь и сейчас, на самом деле это только вершки, корни то уходят во тьму веков и таятся в мировоззрении. Именно мировоззрение, в конечном счете, формирует появление народов, религий, политики, государств, науки, цивилизаций наконец. И если, в глубокой древности, процесс формирования мировоззрения осуществлялся устно и поэтому, более качественно, так как сказитель тут же прояснял непонятное, то с появлением письменных источников, стали возникать проблемы – написавшие помре или далече, а толкователи толковали каждый свое. Сказителей, практически, было невозможно заставить петь под чью-то дудку, они были множественны и мобильны (именно поэтому были физически уничтожены волхвы, гусляры и даже сами гусли), а вот летописцев и переписчиков, обретавшихся при монастырях, за мзду малую, под разными предлогами, совратить было гораздо легче, да они и сами, в религиозном экстазе, ваяли нужное. Христианство приживалось на Руси долго, тяжело и кроваво, и вряд ли прижилось бы окончательно, если бы апологеты ея не применили тактику подмены понятий, заложенную в их учение еще иудеями. Используя практику «окон Овертона» они сначала запараллелили понятия и обряды язычников со своими, а со временем вывели ненужное из оборота. Вытравить окончательно прежнюю обрядовость так и не удалось, но главное было достигнуто – у людей была оборвана связь с прошлым. Люди и сейчас массово выполняют и церковные, и языческие обряды, но объяснить значение последних некому – толкователей нет и связи с прошлым в поколениях отсутствуют. Очень много слов в нашем языке, пришедших из прошлого и мы, употребляя их, даже не догадываемся об их истинном значении. Вот на пример слово «крестьянин». Откуда появилось, почему им стали называть сельскохозяйственного работника? Из школьных учебников нам известно, что с глубокой древности землепашца называли разными именами, наиболее известные - арий, оратай, огнищанин (подсечное земледельство), селянин, смерд. Менее известные – изорник, напащик, христианин. Вы удивлены? Вы скажете, что христианин - это религиозный термин и будете не правы. Вот вам выписка из Судебника Ивана III за 1497 год:
1. Судите суд бояром и околничим. А на суде быта у бояр и у околничих диаком. А посулов бояром, и околничим, и диаком от суда и от печалованиа не имати; також и всякому судие посула от суда не имати никому. А судом не мстити ни дружити никому.
56. А холопа полонит рать татарскаа, а выбежит ис полону, и он слободен, а старому государю не холоп.
57. А Христианом отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина. А которой христианин поживет за ким год, да пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да поидеть прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года поживет, и он весь двор платит.

Как видите, боярин, окольничий, дьяк, холоп и все, означенные в этом законодательном документе, именуются своими именами - титулами и ведь все, априори, христиане (других просто не было), но только «колхозник» назван христианином (христианом в тогдашней транскрипции).
А уже в Судебнике Ивана IV за 1550 год все на своем месте:
88. А крестианом откаэыватись из волости в волость и из села в село один срок в году: за
неделю до Юрьева дни до осеннего и неделя по Юрьеве дни осеннем. А дворы пожилые
платят в поле рубль и два алтына, а в лесех, где десять връст до хоромного лесу, за двор
полтина и два алтына. А которой крестианин за кем жывет год да пойдет прочь, и он платит
четверть двора; а два года поживет, и он платит полдвора; а три годы пожывет, и он платит
три четверти двора; а четыре годы поживет, и он платит весь двор, рубль и два алтына. ..

"Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!" (А.Н. Островский «Горячее сердце»
Так как же, все - таки произошло, что вдруг поменялся термин, обозначающий сельского труженика?
Многие исследователи, в том числе и официальные историки, считают, что в летописях термин крестьянин появился только в XIV веке и отчасти они правы. Также много споров вызывает этимология слова, в частности распространено такое мнение:
" Если на санскрите "борозды" есть kr̥ṣṭi, то вполне очевидно, что тут имеем свидетельство о происхождении русского слова "крестьянин".
Посмотрел в "Санскритско-русском учебном словаре" Н. П. Лихушиной, там слова "борозда" нет, но есть соответствующий глагол.

Предположение подтвердилось. Русское слово "крестьянин" родственно по происхождению санскритским kr̥ṣṭi, karṣ,… " пишет блогер zdrager
Вроде все понятно и просто, тем более, что санскрит и древне русский языки, по заключению ученых, родственны. Однако на санскрите слово крестьянин – крьшака. Не клеится. Наверное надо искать в другом месте и поближе к нашему времени. Вообще, слово «крестьянин» в летописных списках упоминается с XI века, но употребляется совершенно в другом значении. Давайте попробуем разобраться в каком именно.

СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУСКЫЯ ЗЕМЛИ И ПО СМЕРТИ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА
Дата созданія: c 1238 по 1246 г. Источникъ: Библиотека литературы Древней Руси, т. 5
…Отселѣ до угоръ и до ляховъ, до чаховъ, от чахов до ятвязи и от ятвязи до литвы, до немець[2], от нѣмець до корѣлы, от корѣлы до Устьюга[3], гдѣ тамо бяху тоймици погании[4], и за Дышючимъ моремъ[5]; от моря до болгаръ[6], от болгарь до буртасъ[7], от буртасъ до чермисъ[8], от чермисъ до моръдви,— то все покорено было Богомъ крестияньскому языку, поганьскыя страны, великому князю Всеволоду[9], отцю его Юрью[10], князю кыевьскому, дѣду его Володимеру и Манамаху, которымъ то половоци дѣти своя полошаху в колыбѣли...
…А в ты дни болѣзнь крестияном от великаго Ярослава и до Володимера, и до ныняшняго Ярослава, и до брата его Юрья, князя володимерьскаго[14]…
Интересный поворот, не так ли? Но главное, практически во всех переводах слова крестьянскому и крестияном переводятся как христианскому и христианам. Дальше – больше. Берем "Задонщину" повесть о битве на Куликовом поле, созданную Софонием Рязанцем, предположительно в конце XIV века (1384г.) Всего известно семь списков на основе, так называемой первой (И- I Софония) c исправлениями и добавлениями длившимися аж до XVII века. Итак:
Слово о великом князе Дмитрее Ивановиче и о брате его князе Владимере Андреевиче. Писание Софониа старца рязанца.
…[Похвалим] пЬсньми и гуслеными [буйными] словесы и сего великого князя Дмитрея Ивановича и брата его князя Владимера Ондр^евича правнука тЪх князей, занеж [было] мужьство их и [желание] за землю рускую и за вЪру крестьянскую…
В таком словосочетании фраза звучит семь раз и только два раза, где крестьянская вера заменена христианской. В первом случае это объяснимо чернецы-монахи христиане. Во втором непонятно, толи переписчик забылся, толи ошибся или мы не понимаем контекста.
И молвяше брат его Ослабе черънецъ: Брате ПересвЬт, [уже] вижу на теле твоем раны [тяжкие], уже голове твоеи летЬти на траву ковыл, а чаду моему Якову на ковыле (зеленье) лежати на поле Куликовом за вЬру христьянску и за обиду великого князя Дмитрия Ивановича.

…СтрЬляй, князъ великый, со своею храброю дружиною поганого Мамая хиновина за землю Руску за вЪру христьяньскую…

Как бы там ни было, но согласитесь, как-то странно звучит, даже режет слух, словосочетание «вера крестьянская». И ведь это происходит не только в названных выше произведениях, но и в ряде других. На пример в «Житие Стефана Пермского, написанное Епифанием Премудрым» дважды, в начале и конце, упоминается крестьянская вера. Я уж не говорю о многочисленных сказаниях о Мамаевом побоище, написанных на основе Задонщины где, в некоторых, многажды упоминаются полки крестьианские и только в двух случаях, когда речь идет о князьях и боярах с их дружинами, да о засадном полку, состоящем из детей боярских и чернецов Сергия Радонежского, именуемых мастерами толи святого, толи светового оружия, они названы христианскими. Оригиналов данных документов не существует – одни сгорели во время пожара Москвы в 1812 году, другие канули в неизвестность вместе с библиотекой Ивана Грозного, поэтому может возникнуть предположение, что мол списки и подделать можно. Можно, и наверняка, что - то подделывали, подчищали, переписывали. Но и тут тогда возникает вопрос - почему вразнобой? Кто не давал привести все в соответствие с «генеральной линией»? Кроме того, есть еще один документ, который не упрекнешь в нелегитимности. Сохранился оригинал сказания Афанасия Никитина «Хождение за три моря», где понятия христианства и крестьянства четко разделены. Вот что он пишет в своем «дневнике»:
"... Ино, братья русьскіи християне, кто хочеть поити в Ындѣйскую землю, и ты остави вѣру свою на Руси, да въскликну Махмета, да поиди в Густаньскую землю. Мене залгали псы бесермена, а сказывали всего много нашего товару, ано нѣтъ ничего на нашу землю; все товаръ бѣло на бесермьньскую землю, перець да краска, то дешево; ино возят аче моремъ, иныи пошлины не дають. А люди иные намъ провести пошлины не дадут, и пошлины много, а разбойников на море много. А розбивають все кофары, ни крестіяне, ни бесерьмена; а молятся каменнымъ болваномъ, а Христа не знають..."
По всей видимости эти загадочные крестьяне существовали не только на Руси, но и за тремя морями. И наконец такой вот документ:
Молитва святаго Феодосия Печерьскаго за вся крестьяны (издана по древнейшему списку — Псалтыри 1296 г. Государственного Исторического музея — Синодальное собрание № 235, л. 275.
МОЛИТВА СВЯТАГО ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРЬСКАГО ЗА ВСЯ КРЕСТЬЯНЫ
Владыко Господи человеколюбче! Иже суть вернии, Господи, утверди ̀я, да будуть вернейши того; иже суть неразумливии, ты, Владыко, вразуми я. Иже суть погани, Господи, обрати ̀я на крестьянство, и ти будуть братья наша, Иже суть в темьницахъ, или въ оковехъ, или в нужи, ты, Господи, избави ̀я от всякоя печали. Иже суть в затворехъ, и въ столпехъ[58], и в печерахъ, и въ пустыни, братья наша, ты, Господи, подажь имъ крепость к подвигу.
Я не специалист по древне русскому, но мне кажется, здесь все ясно и без переводчика. Вот как я понимаю суть этой молитвы:
Владыко Господи человеколюбивый! Мы же верующие, Господи утверди их, чтобы и они стали верующими, потому как сейчас они неразумные, ты Владыка вразуми их, поскольку язычники они, Господи, обрати свой взор на крестьянство и они станут братьями нашими…
Ну вот пожалуй и ответ. Крестьяне это язычники. Крест был почитаем на Руси задолго до "крещения" и это был крест равносторонний, рунический крест или как говорили попы: "поганский крыж" (языческий крест), а символ христиан - не крест, а распятие, орудие казни! И пленных славян хазары распинали на крестах, за что распятие у древних русичей было всегда символом смерти, казни и человеконенависничества. Известны высказывания в литературе XVII-XIX веков: Дьякон Федор Иванов, живший во второй половине семнадцатого века утверждал: "... многие поселяне, живучи по селам своим, поклоняются Богу-Солнцу, где с ними не случится креста..." Другое свидетельство от 1860-го года, дело о Василии Желтовском, который был судим за то, что не ходил в православный храм, а крестился, глядя на небо и говорил: "Бог наш на небеси, а на земле Бога нет." (мы признаем крест, но не признаем Христа!).
В течение пяти с половиной веков христианская церковь, используя приемы иудейской хуцпы, перевербовывала (огнем и мечом не получилось до конца) крестьян-язычников в свою веру и наконец Иван Грозный в 1550 году завершил этот процесс юридически, выведя термин крестьянина из церковного обихода и «наградив» им селскохозяйственнго работника.
4902 просмотра
12 февраля (ср) 2020
бригадир дежурных электриков
Заскочил пару тысяч лет назад обкуренный мажор с Альфа Центавра на грешную землю, поприкалывался тут слегонца и умотал обратно на свою альфу-центавру. Он уже и думать забыл про свои гульки в молодости, а тут.. целое мировоззрение на этом построено.

пошел как-то ИВАН 401 на став 20 лет. Проходя через посадку, влез ногой в муравейник, расшевелил его.
Он не то что и думать забыл, он и не думал никогда про этот муравейник, но вот глянь - расшевеленный муравейник до сих пор Ивану401 поклоняется, храмы строят, песнопения поют.

PS:
А отличие, ИВАН401, в одном.
Крестияне (в том, исходном смысле) - называли себя ДЕТЬМИ божьими, СЫНАМИ божьими.

Христиане же и тогда и поныне называют себя РАБАМИ божьими.

И НЕВАЖНО, какому или каким богам поклонялись одни и другие.
ВАЖНО, что
Первые - знали, что искру божию в них зажег отец их.
Вторые - и по сию пору верят, что искру божию в них, (в отаре с поводырем (пардон в пастве с поводырем) - зажег хозяин скотного двора). И по сию пору причисляют себя к отаре (пардон к пастве) с поводырем и добровольно называют себя РАБАМИ.

Сам то ты веришь, что хозяин будет зажигать свою искру в рабах?

И очень, очень прискорбно, что РАБ Иоанн Грозный так испохабил гордое звание ДЕТЕЙ божьих. Ну да это понятно - РАБ скотина завистливая, завсегда исподтишка напакостить норовит.
А ДЕТИ божьи - они люди гордые, и управлять ими ой как непросто. То ли дело РАБЫ - куда надсмотрщик (пастырь) укажет, туда все отарой (паствой) и бегут.

Вот и вся разница между крестианами и христианами.

Большая просьба у меня к тебе - не надо здесь пропагандировать это исподтишкамелкопакостное завистливое РАБСКОЕ мировоззрение.
4869 просмотров
12 февраля (ср) 2020
Василий Степанович
Любо - всему сообщению бригадира кроме последнего абзаца. Это не значит, что я отрицаю эту просьбу. Но и не значит, что поддерживаю её. Она просто не понятна, поэтому нет возможности любовать её или не любовать.
4879 просмотров
12 февраля (ср) 2020
ИВАН 401
А нельзя ли по подробней? Я не по поводу последнего абзаца, а по поводу любо не любо . Один, облучившись от Альфа Центавра и
12 февраля 2020 в 15:30 Василий Степанович пишет:
ВС> Любо - всему сообщению бригадира кроме последнего
ВС> абзаца. Это не значит, что я отрицаю эту просьбу.
ВС> Но и не значит, что поддерживаю её. Она просто не
ВС> понятна, поэтому нет возможности любовать её или
ВС> не любовать.

А нельзя ли по подробней? Я не по поводу последнего абзаца, а по поводу "любо не любо". Один, облучившись от Альфа Центавра и приняв дозу целительного муравьиного яда бредит, плутая в сумерках воображения, в поисках "исподтишкамелкопакостного завистливого РАБСКОГО мировоззрения". Ну ладно, я понимаю, - не сразу дошло, перечитает поймет, что нагородил. Особенно впечатляет притензия к Ивану Грозному. Но Василия Степановича, что не устраивает? То же заговор или поклеп усмотрел? Против кого?
5024 просмотра
12 февраля (ср) 2020
бригадир дежурных электриков
Ха-ха-ха. Ну до чего ж предсказуемо. Еще когда только писал, заранее сразу предполагал МГНОВЕННЫЙ переход на личности. Да
12 февраля 2020 в 20:18 ИВАН 401 пишет:
И4> Один, облучившись от Альфа Центавра и приняв дозу целительного муравьиного яда бредит

Ха-ха-ха. Ну до чего ж предсказуемо. Еще когда только писал, заранее сразу предполагал МГНОВЕННЫЙ переход на личности. Да, каюсь - спровоцировал. Но до чего ж легко.

Впрочем, иного слов от раба я и не ожидал. Ничего нового ты не озвучил. Рабам, когда сказать по существу нечего, они сразу переходят на личности.
Ну, раз ты позволил себе переход на личности, изволь:
- брысь в отару. К пастырю. Не отбивайся от стада, РАБ БОЖИЙ.
5112 просмотров
12 февраля (ср) 2020
Василий Степанович
Да мне понравились приведённые бригадиром примеры идей о том
12 февраля 2020 в 20:18 ИВАН 401 пишет:
И4> А нельзя ли по подробней?

Да мне понравились приведённые бригадиром примеры идей о том, что одни люди делают обычные для них дела, а другие потом по мотивам этих дел создают целые религии...
5352 просмотра
12 февраля (ср) 2020
ИВАН 401
Наверно это интересное явление, под названием карго культ и возможно стоит его рассмотреть отдельно. Но какое отношение оно
12 февраля 2020 в 21:07 Василий Степанович пишет:

ВС> Да мне понравились приведённые бригадиром примеры
ВС> идей о том, что одни люди делают обычные для них
ВС> дела, а другие потом по мотивам этих дел создают
ВС> целые религии...

Наверно это интересное явление, под названием "карго культ и возможно стоит его рассмотреть отдельно. Но какое отношение оно имеет к этимологии слова "крестьянин"?
5253 просмотра
12 февраля (ср) 2020
13 февраля (четверг) 2020
ИВАН 401
Чтобы перейти на личность, ее надо иметь в аппонентах и как то обозначить
12 февраля 2020 в 20:33 бригадир дежурных электриков пишет:

бдэ> Ну, раз ты позволил себе переход на личности,
бдэ> изволь:
бдэ> - брысь в отару. К пастырю. Не отбивайся от
бдэ> стада, РАБ БОЖИЙ.

Чтобы перейти на личность, ее надо иметь в аппонентах и как то обозначить, хотя бы виртуальным именем (ником). Я пока тебе не аппонировал, а имел диалог с В.С.

Хотел я перейти на личность,
Но личность вышла из себя,
Схватила всю свою наличность
И удалилась всех звездя.

Где ты видел, что я упоминал тебя? Про Алфа Центавра написал ты, а муравейник вообще связал с моим ником и, выходит, это именно ты перешел на личность, представив потом как провокацию. И вообще твой демогагический приемчик,- заболтать тему и увести в сторону, подменив понятия, в статье как раз и описан. Именно так иудеи и сделали из внуков Даждь божьих рабов христовых. И где ты увидел мои симпатии этому действу? Я вообще ровно дышу ко всем религиям, я их просто изучаю из интереса. Но язычники это не религия, это мировоззрение основанное на почитании Рода. Лично мне они симпатичны именно отсутствием церковной иерархии и близостью к природе. Поэтому все твои претензии на мою "пропаганду", мягко сказать, не обоснованы. Если у тебя есть, что сказать по поводу этимологии слова "крестьянин" высказывай, нет - проходи, не замусоривай тему. Для этих целей есть "тема для всякого бреда" Ясона. Там можешь брыськать на свою отару.
5315 просмотров
13 февраля (чт) 2020
бригадир дежурных электриков
Конечно есть
13 февраля 2020 в 00:26 ИВАН 401 пишет:

И4> Если у тебя есть, что сказать по поводу этимологии слова "крестьянин" высказывай

Конечно есть.
Собственно говоря, ты и сам это предположение упомянул, только почему то не развил дальше.
Поясню.
Ты в примере упомянул слово - "огнищане". Не будем очень глубоко вдаваться в этимологию, но понятно, что изначально это слово связано с огнивом.
А вот "кресать огнивом, выкресать искры, да в конце концов просто кресало" - это тот же самый процесс огнищан, которые пользовались кресалом и огнивом.
И если огнищане происходят от огнива, то крестьяне - от кресала.
Кресало и огниво - это две стороны одной медали, одного процесса. Равно как и крестьяне и огнищане.

Как гласит принцип бритвы Оккама - не следует плодить сущностей сверх необходимости.
Мне кажется, вовсе ни к чему приплетать сюда христианство.
Так получилось, что это просто созвучно - крестьяне и христиане. Отсюда из простого созвучия начинают натягивать сову на глобус.

ps: сейчас проезжал в центре. На пересечении Ленина и Победы Революции магазин. Называется "Рост в Инструмент"

так вот это никакой не рост и ни в куда, тем более ни в какой не инструмент.
Просто снег прошел и два знака снес напрочь.
Изначально название было - Ростов-Инструмент.
Вот такая вот.. бритва Оккама..
5207 просмотров
13 февраля (чт) 2020
бригадир дежурных электриков
И.. эта..
Уважаемые модераторы. Прибейте ветку, пожалуйста.
У нас многоконфессиональное государство.
Причем государство светское.
Не стоит здесь обсуждать религиозные темы, имхо.

а вообще...
Россия стала православным государством всего лишь благодаря одному нюансу.
А ведь, разрешай Магомет вино, и гладишь - Россия была бы не православным, а правоверным государством. Вполне может быть.
С моей колокольни видится так - однажды чуть больше тыщи лет назад на Руси пришло время правящему классу сменить религию. Ибо прежняя религия удовлетворяла обычных русичей, но никак не удовлетворяла правящий класс. Нужно было чем-то удерживать стадо.

И подкинул князь Владимир монетку и загадал - орел - православное, решка - правоверное (магометанское). Не, ну не так, конечно, но то, что выбор был и в выборе он колебался - несомненно. Злые языки поговаривают, что у князя много жен и наложниц было, и эта сторона мусульманства ему очень нравилась. Но вот запрет винопития - наоборот, очень не нравился. Потому, скрИпя сердцем, склонился князь Владимир к православию.

Ан монетка в итоге на ребро стала.
И получилась Русь - и православная, и правоверная.

Вот и вся предыстория тысячелетия крещения Руси.

По этому поводу вспомнилась беседа двух достойных представителей двух конфессий. Ксендз и ребе.
Ребе ксендзу - ну какая у вас религия? Ну никакого развития. Ну вот стал инок монахом, потом ксендзом, а потом куда?
Ксендз - а потом он может стать епископом.
Ребе - ну и что?
Ксендз - а потом кардиналом.
Ребе - ну и что?
Ксендз - а потом.. а потом.. папой Римским! Вот!
Ребе - ну и что?
Ксендз - как это ну и что? это же вершина карьеры! Папа римский! Не хочешь ли ты сказать, что он может стать самим господом?
Ребе - почему бы и нет. Одному нашему еврейскому мальчику это удалось. Причем в достаточно молодом возрасте!
5071 просмотр
13 февраля (чт) 2020