Китайский словарь I века 'Толкование знаков' ('Шовэнь') так описывал птицу феникс:
'тот, который из себя возник' ('бен' означает 'возникать'). Фетиши Бену - камень 'Бен┐бен' (являющийся также фетишем Ра) и дерево 'Ишед' (на котором находится дом Бену). Бену считался ба (душой) Ра, впоследствии - Осириса и т. о. связан с культом мёртвых. Так же в гадательных надписях Древнего Китая, созданных за 15 столетий до начала нашей эры, упоминается чудесная птица феникс ('фэнхуан'). Китайский словарь I века 'Толкование знаков' ('Шовэнь') так описывал птицу феникс:
'Спереди напоминает лебедя, со спины - единорога (цилиня), шея змея, хвост рыбы окраска дракона, туловище черепахи, петушиный клюв'. Как пишет Геродот, излагая представления жителей Гелиополиса, феникс обликом и размером напоминает орла, а его оперение красное и золотое.
'Есть там другая священная птица, имя ей Феникс. Сам я никогда ее не видел, кроме как нарисованной, ибо в Египте она появляется редко, один раз в 500 лет, как говорят жители Гелиополиса. По их словам, она прилетает, когда умирает ее отец (то есть она сама) Ежели изображения верно показывают ее размеры и величину и наружность, оперение у нее частью золотистое, частью красное. Облик ее и размеры напоминают орла'.
Феникс.
Легенда (в одном из поздних вариантов) гласит, что в предчувствии смерти феникс вьет гнездо из благовонной древесины и смол, которое затем в солнечных лучах сгорает дотла вместе с самой птицей; однако из ее пепла тотчас возникает новый феникс. Тацит утверждал, что продолжительность жизни феникса 12 994 года, согласно верованиям древних греков и римлян, по прошествии этого срока мировая история повторится. Считается, что греческое название феникса связано с финиковой пальмой, под которой он сидел, и было перенесено на птицу в результате ошибки писцов.
В учении стоиков говорится, что мир рождается и погибает в огне, и этот процесс является циклическим; таким образом, феникс может трактоваться как образ вселенной. Феникс также является атрибутом аллегорического изображения надежды.
В христианском мире он символизирует триумф вечной жизни над смертью.
Птица Феникс стала удивительно популярным символом возрождения и бессмертия. Его часто изображали в средневековой геральдике и всегда поднимающимся из пламени; как Елизавета I, так и Мария, королева Шотландии, выбрали феникса в качестве своей эмблемы. Средневековые алхимики использовали феникса для обозначения своей профессии; позднее его стали часто использовать как знак, связанный с химией и фармакологией. В искусстве и литературе феникс - символ возрождения - человека или замысла - или воссоздания после разрушения, в частности от огня. В южном полушарии есть небольшое созвездие носящее имя Феникс. Оно было введено на рубеже XVI-XVII вв. (упомянуто в атласе звёздного неба Ж.Байера 1603 г.)
Легенда гласит, что, когда феникс чувствует приближение смерти, он вьет гнездо, которое затем подставляет палящим лучам солнца, пока не сгорит дотла в их пламени. Тогда возникает новый феникс. "Смерть и воскрешение Феникса означают последовательные разрушения и восстановление мира, которые... совершались посредством огненного потопа..." Е.П.Блаватская. "Тайная Доктрина".
В Китае Дракон и Феникс - основной Инь-Ян символ китайской космологии и мифологии. Феникс - иньское великолепие и женская красота, когда Феникс стоит рядом с Драконом. Вместе они символизирует плодотворный брак, благословляемый успехом, процветанием и детьми.
В Египте феникс как символ солнечного начала, воскресения и бессмертия ассоциировался с Ра. Когда древние египтяне представляли солнце в облике птицы, его движение по небосводу в течение дня сравнивалось с полетом. Так, в Гелиополе, центре солнечного бога Атума, слившегося впоследствии с Ра, сложился миф о появлении светила в виде феникса. Феникс считался ба (душой, духовной силой) бога Ра, а также формой проявления Озириса: "Как феникс пройду я через области потустороннего мира" ("Книга Мертвых"). Феникс считался "хозяином юбилеев", что объяснялось представлением о долгой жизни чудесной птицы.
Феникс в мифах описывается как птица размером с орла, но его глаза мягкие и нежные. Его клюв имеет цвет роз. Его шея переливается всеми цветами радуги, но еще более яркое и оживленное. Тысяч оттенков золота блестели на его оперение. Его ноги, казалось смесь пурпурного и серебром.
Первоначально Феникс ассоциировался египтянами как аист или цапля Бену, известный из Книги мертвых "и других египетских текстах в качестве одного из священных символов поклонения в Гелиополис" тесно связаная с восходящим солнцем и Египетские бога солнца Ра.
В Японии феникс - Солнце, прямота, верность, справедливость, послушание.
У римлян он символизирует божественное происхождение Римской империи,
ее возрождение и вечное существование.
В христианском мире феникс означает триумф вечной жизни, воскресение, веру, постоянство; это символ Христа. В раннем христианстве феникс постоянно встречается на погребальных плитах: здесь его значение - победа над смертью, воскресение из мертвых.
В алхимии феникс соответствует завершающей стадии Великого Делания (Opus Magnum) - получению философского камня и может считаться его символом. Эта стадия носила название "красного делания" (rubedo). По мнению К. Г. Юнга, "в алхимии... дракон считается низшей формой Меркурия, а феникс - высшей."
АТРИБУТЫ АЛЛЕГОРИЙ - изображения предметов и животных, которые традиционно придавались аллегориям с целью их быстрого и точного опознавания. Эта традиция ведет свое начало от античной и всякой другой мифологии, когда богам и богиням Олимпа, изображавшимся в основном в виде прекрасных мужчин и женщин, довольно слабо отли┐чавшихся друг от друга своими физическими данными (рос┐том, возрастом, внешностью), придавался для запоминания их имени и их сферы деятельности какой-нибудь характер┐ный предмет: например, Гераклу - палица и львиная шку┐ра, Диане - лук со стрелой и лань, Гермесу - крылатый шлем и высокие сапожки с крылышками, кадуцей в руках, Нептуну - рыба и трезубец, Афине - эгида и сова и т. д. Аналогичное положение было и в скандинавской мифоло┐гии, где Тор имел молот, Сиф - золотые волосы, Один - ворона. Это и были их атрибуты. Традиция была перенесена на так называемые аллегории - женские или мужские фигу┐ры, изображавшие какое-либо свойство человека, его поро┐ки и добродетели, ибо эти фигуры еще менее, чем мифоло┐гические боги, обладали индивидуальными чертами. В эпоху раннего Средневековья аллегории были наглядным 'учебным материалом' церкви для воспитания людей и потому играли огромную роль в искусстве и политике.
Еще греческий философ Платон определил четыре ос┐новные добродетели: мудрость, мужество, умеренность, справедливость. Средневековые схоласты добавили к ним еще три: веру, надежду и любовь. Все эти семь основных добродетелей изображались в виде человеческих фигур (в основном молодой женщины) в длинных одеждах, но у каждой были свои атрибуты - одушевленные и неодушев-ленные. Так, Мудрость имела два лица: старое и молодое, а у ног ее сидел дракон; Мужество держало в руке жезл, а другой рукой ломало колонну надвое, у ног же его сидел лев. Умеренность изображалась с двумя небольшими кув┐шинчиками в руках, из одного очень экономно - капля по капле - капала вода, а другой сохранялся в неприкос┐новенности. У ног Умеренности сидела собака, смотрящая в вылизанную до зеркального блеска тарелку, в которой она даже отражалась. Справедливость держала в одной руке меч, в другой весы, а у ног ее стоял журавль на од┐ной ноге, зажавший камень в поднятой ноге. Он олицет┐ворял бдительность, настороженность. Вера держала в од┐ной руке прямо на ладони, как жонглер, хрустальный кубок, который мог в любую минуту упасть, а в другой - крест. У ног ее сидела собака в спокойной, 'достойной' позе, олицетворявшая верность. Надежда складывала руки в жесте мольбы и устремляла свой взор к солнцу, a v ног ее сипела птица Феникс на начинавшем гореть костре. Любовь одной рукой сыпала семена на землю, а другую прижимала к сердцу. У ног ее пеликан кормил собствен-ной кровью птенцов.
Поскольку христианство почти 2000 лет воспитывало сбою паству на подобных 'иллюстрациях', то в конце концов атрибуты добродетелей, пороков, а также других аллего┐рий (например, смерти - коса, череп, скелет; времени - старец с песочными часами) получили настолько широкую известность, что стали восприниматься как эмблемы опреде┐ленных качеств и свойств уже совершенно самостоятельно, без аллегорических фигур и даже без обязательного сочетания животного и неодушевленного предметов, а каждый в отдельности. Вот почему, в конце концов оказалось, что, на-пример, эмблемой справедливости могут служить и меч, и весы, а эмблемой любви могут служить и сердце, и пеликан, кормящий птенцов, - и никакого противоречия в этом нет.
Аллегория правосудия Аллегория надежды
'В.В. Похлебкин. Словарь международной символики и эмблематики. -М.:ЗАО Центролиграф,2006 год.'
Из книги Ликошена 'Хроника странного и чудесного'
ФЕНИКС В ГНЕЗДЕ ИЗ ОГНЯ
Феникс является наиболее почитаемым из всех симовлических созданий, сфабрико┐ванных древними Мистериями для сокры┐тия великих истин эзотерической филосо┐фии. Хотя современные исследователи ес┐тественной истории говорят о фениксе как о мифическом создании, Плиний описыва┐ет поимку одной из этих птиц и показ ее в Римском Форуме во время правления им┐ператора Клавдия.
ФЕНИКС
Клементий, один из доникейских отцов церкви, описываем в первом веке после рождения Христе приро┐ду и привычки феникса следующим образом: "Есть такая птица, которая называется Феникс. Он единствен┐ный в своем роде, и живет он пять сотен лет. А когда настает его время умирать, он строит себе гнездо из мирры и других благовонных матери┐алов, садится в него и умирает. Но в результате его разложения получает┐ся червяк, который, будучи накорм┐лен соком мертвой птицы, обрастает перьями. Когда у него появляется си┐ла, он подхватывает свое гнездо с костями родителя и проносит его из Аравии в Египет, в город Гелиополис. И однажды при всем честном народе он возлагает гнездо на алтарь солнца, после чего устремляется назад. Жре┐цы тогда проверяют свои записи и обнаруживают, что прошло точно пять сотен лет".
Признавая, что он не видел феник┐са (в то время был жив только один экземпляр), Геродот дополняет опи┐сание Клементия: "Они рассказыва┐ют историю, которая не кажется мне заслуживающей доверия, о том, что делает эта птица: феникс проделыва┐ет весь путь от Аравии, приносит птицу-родителя всю в мирре к храму солнца и здесь хоронит тело. Для Того чтобы проделать всё"это, он сначала делает шар из мирры, такой большой, какой только может нести; затем он делает в нем углубление и помещает туда родителя, после чего запечаты┐вает отверстие свежей миррой, и вес шара при этом точно такой же, как и исходного щара. Он приносит его в Египет и кладет на алтарь солнца. Такова история, которую они расска┐зывают об этой птице .
Геродот и Плиний отмечают боль┐шое сходство в форме между феник┐сом и орлом. Читателю весьма важно знать и понимать это наблюдение, потому что разумно предположить, что современный масонский орел яв┐ляется на самом деле фениксом. Тело феникса покрыто, судя по описанию, глянцевыми багряными перьями, а хвост состоит из синих и красных перьев. Голова у него светлого цвета, а на шее золотой плюмаж. Сзади на голове у него особенный пучок перь┐ев, факт весьма очевидный, хотя его проглядело большинство пишущих о символизме.
Феникс посвящен был солнцу, и продолжительность его жизни, от 500 до 1 ООО лет, бралась в качестве стандарта для измерения пути небес┐ных тел, а также как временной цикл, используемый в Мистериях для обоз┐начения периодов существования. Неизвестно, чем питалась эта птица. Некоторые писатели утверждали, что она питается воздухом, другие, что она ест очень редко и никогда - в присутствии человека. Современные масоны, должно быть, понимают спе┐цифическое масонское значение фе┐никса, потому что птица в их изобра┐жениях использует ветки акаций для устройства гнезда.
Феникс, мифологическая персид┐ская птица Рух, есть также имя юж┐ного созвездия и, следовательно, имеет астрономическое и астрологи┐ческое значение. По всей вероятно┐сти, феникс был лебедем греков, ор┐лом римлян и павлином Дальнего Во┐стока. Для античных мистиков фе┐никс был наиболее подходящим сим┐волом бессмертия человеческой ду┐ши, потому что точно так же, как феникс рождается из мертвых семь раз по семь, духовная природа чело┐века вновь и вновь триумфально воз┐никает из своего физического тела.
11 Мэнли П. Холл
Из книги Уилкинсона Поведение и привычки древних египтян"
ЕГИПЕТСКИЙ ФЕНИКС
Египтяне иногда представляли феникса в виде создания с телом человека и крылья┐ми птицы. Такое создание имеет оперенье на голове и руки, сложенные как при молитве. Поскольку феникс был симво┐лом возрождения, оперенье на голове мог┐ло бы символизировать активность шиш┐ковидной железы, или третьего глаза, ок┐культная функция которой хорошо осоз┐навалась древним жречеством.
Средневековые герметисты рас┐сматривали феникса как символ за┐вершения алхимического превраще┐ния, процесса, эквивалентного чело┐веческому возрождению. Название "феникс" было дано секретной алхи┐мической формуле. Известный нам Пеликан степени Розы и Креста, кормящий кусками своего тела младен┐ца, на самом деле является фениксом, что видно из тщательного осмотра его головы. Голова феникса больше похо┐жа на голову орла, нежели на голову пеликана, если у него убрать ниж┐нюю неуклюжую часть. В Мистериях было принято называть инициирован┐ных фениксами, ИЛИ людьми, которые родились вновь. Потому что точно так же, как физическое рождение при┐водит к человеческому сознанию в физическом мире, так и неофит по┐сле девяти степеней в лоне Мистерий рождается в сознание духовного ми┐ра. "Да не увидит Царства Божия не рожденный вновь", - говорил Иисус (Иоанн, III, 3), и говорил Он так о тайне инициации. Феникс вполне подходит для символизации этого ду-ховного рождения.
Европейский мистицизм еще был жив, когда были основаны Соединенные Штаты Америки. Рука Мистерий водила устроителями нового государ┐ства, потому что символика Мисте┐рий все еще видна на Великой Печати Соединенных Штатов Америки. Тща┐тельный анализ печати показывает массу оккультных и масонских сим┐волов, главным среди которых явля┐ется так называемый американский орел - птица, которая, по мнении' Бенджамина Франклина, недостойна избрания в качестве эмблемы великого, мощного и прогрессивного пари да. Здесь, опять-таки, исследователь символизма должен смотреть в корень и понимать, что американский орел на Великой Печати есть просто стилизованный феникс, что ясно вид┐но при рассмотрении первой версии печати. В своем очерке История пе┐чати Соединенных Штатов" Гэйлард Хант непреднамеренно приводит много свидетельств, доказывающих, что эта печать имела на себе изобра┐жение феникса на лицевой стороне и Великой Пирамиды в Гизе на обо┐ротной стороне. В цветном проекте печати, сделанном в 1782 году Уиль┐ямом Бартоном, есть феникс, сидя┐щий в огненном гнезде. Этот факт сам по себе иллюстрирует тенденцию в использовании этой птицы в каче┐стве эмблемы.
ПРЯМАЯ И ОБРАТНАЯ СТОРОНЫ ВЕЛИКОЙ ПЕЧАТИ США
Значение мистического числа 13, которое часто появляется на Великой Печати Соединенных Штатов, не ограничено числом колоний, из которых США были первоначально состав┐лены. Священная эмблема древних инициированных, здесь состоящая из 13 звезд, также появляется над головой "орла". Девиз содержит 13 букв, как и надпись. "Орел* держит в своей правой лапе ветвь с 13 листьями и ягодами, а в левой лапе связку из 1 3 стрел. Фасад пирамиды, исключая панель, где написана дата, состоит из 7 2 камней, уложенных в 13 рядов.
Если кто-нибудь сомневается в ма┐сонском и оккультном влиянии, ока┐занном при создании Великой Печа┐ти, он должен ознакомиться с ком┐ментариями профессора Чарльза Элиота Нортона из Гарвардского уни┐верситета, который писал по поводу незаконченной пирамиды и Все-Видящего Глаза, украшающего оборотную сторону печати, следующее: "Рису┐нок, принятый Конгрессом, практиче┐ски необъясним ни при каком подхо┐де; едва ли на него можно смотреть иначе, каким бы искусным ни был при этом сам художник, как на безыскус┐ную эмблему Масонского братства" (см. "Историю печати Соединенных Штатов").
Орлы Наполеона и Цезаря, зодиа┐кальный орел Скорпиона были на са┐мом деле фениксами, потому что именно эта птица, а не орел, является символом духовной победы и дости┐жений. Масонство сможет решить многие из своих проблем в понима┐нии секретных эзотерических докт┐рин, когда поймет, что одно- двугла┐вый орел есть феникс и что для всех инициированных и философов фе┐никс является символом превращения и возрождения творческой энер┐гии, общепринято фигурирующей в сочинениях как завершение Великой Работы. Двуглавый феникс является прототипом андрогинного человека, потому что, согласно секретным уче┐ниям, придет время, когда в челове┐ческом теле будет два спинных стол┐ба, и в теле утвердится колебатель┐ное равновесие.
Дело не только в том, что многие из основателей Соединенных Штатов были масонами; им помогали секрет┐ные и августейшие организации в Ев┐ропе в установлении и устройстве этой страны со специальной целью, известной только лишь немногим из┐бранным. Великая Печать есть знак этого братства, невидимого и многим неизвестного. И незавершенная пи┐рамида на оборотной стороне печати есть просто символические леса, на┐значение которых состоит в заверше┐нии задач, поставленных перед пра┐вительством Соединенных Штатов с самого начала его деятельности.
'Энциклопедическое изложение Масонской, Герметической, Каббалистической и Розенкрейцеровской символической философии. Интерпретация секретных учений, скрытых за ритуалами, аллегориями и Мистериями всех времен. Менли П. Холла Спикс Санкт-Петербург 1994г.'
ОГОНЬ - один из самых древнейших символов человечества - символ тепла, жизни, света, деятельности, энергии. Длительное время огонь являлся вещественным символом, поскольку его нельзя было ничем заменить и никаким иным образом воспроизвести: само его существо┐вание расценивалось как чудо, было священным. Поэто┐му огонь как вещественный символ поддерживался в свя┐тилищах, капищах, храмах, торжественно использовался в жертвенных кострах, носился в качестве инсигний перед верховными правителями, а позднее возжигался в неуга┐симых лампадах, свечах и т. п.
После Первой мировой войны огонь как вещественный символ сохраняется в надгробных памятниках, посвящен┐ных Неизвестному солдату - собирательному образу всех погибших в той или иной стране в огне прошедшей вой┐ны. Этот обычай распространился после Второй мировой войны во всех странах мира. Огонь в таких памятниках называется Вечным огнем, являясь символом вечного почета и вечной памяти о погибших во время войны, символом бессмертия их по┐двигов.
Маркс и Энгельс уже после европейских буржуазных революций 1848 года и создания 'Манифеста Коммунис┐тической партии' неоднократно в своих произведениях использовали образ огня Прометея как символ революци┐онных стремлений человечества.
Поэтому термин 'огонь' употреблялся в таких выражениях, как 'огонь революции', 'огонь восстания', 'пламя восстания' в популярной лите┐ратуре как синоним рабочего революционного движения в Европе.
Таким образом, огонь наряду с существованием в ка┐честве вещественного, сакрального и торжественно-госу┐дарственного символа стал также с середины XIX века и словесным символом рабочего революционного движения. При этом смысловое значение этих двух символов было различным. И эти различия остались исторически закреп┐ленными.
Что касается эмблематического изображения огня, то оно также появляется весьма рано - еще в античное вре┐мя и в раннее Средневековье. Ввиду того что собственно огонь изобразить довольно трудно, его стали изображать либо чисто схематически в виде ломаной остроконечной линии, либо в виде следующих эмблем, являющихся от┐ражением частных, конкретных проявлений или видов огня: искры, молнии, пламени, факела, костра, маяка, чаши с огнем и трикулы (тройного пламени), а также в виде различных проявлений света - Солнца, звезд, радуги. Все это привело к тому, что в каждом отдельном случае на основе понятия 'огонь' возникло несколько связанных с ним в принципе, но в то же самое время вполне самосто┐ятельных понятий.
Вот почему крайне важно учитывать то, в каком гераль┐дическом контексте помещены в том или ином случае огонь или его проявления, а также обращать особое внимание на дополнительные атрибуты, приданные той или иной эмбле┐ме огня.
Рассматривая цвет герба г.Шахты следует учитывать символику цвета.
Жёлтый цвет во все времена воспринимался как застывший солнечный свет. Также его называют цветом осени, увядших листьев и преклонных лет жизни. В Европе к жёлтому цвету всегда относились с опаской. В древних сербских преданиях болезни людей всегда уносили жёлтый человек или жёлтая собака. В средневековье жёлтый или жёлто-чёрный флаг, вывешенный над городской ратушей, символизировал начало карантина. Но больше всего европейцы боялись жёлтого креста - с его появлением в город приходила чума.
Желтый цвет мог связываться с болезнями и смертью, а также с потусторонним миром. У некоторых народов Азии желтый - цвет траура, цвет скорби и печали.
Сочетание желтого с черным (как на гербе) знак предупреждает о радиоактивной опасности. В желто-оранжевых куртках работают дорожные рабочие. Желтый флаг как сигнал опасности вывешивался в тех местах, где свирепствовала чума. По сей день желтый цвет используется как защитный знак или выделяет клеймом позора отдельные группы людей. Это, например, слепые, носящие желтую повязку на рукаве, проститутки, обязанные иметь желтый билет. Евреи в Средневековой Европе должны были носить особый желтый знак на одежде, ставший в нацистской Германии обязательной для всех евреев желтой шестиконечной звездой.
Еретиков одевали перед казнью в желтые одежды. Правда, и жена палача должна была быть одета в желтое, в то время, как сам палач выполнял свою работу в красных одеждах. Нищие и должники клеймились позорным желтым знаком, как все считавшиеся "нечестными" люди, которые должны были быть отмечены желтым цветом. В даосской символике желтый цвет- это проход к царству мертвых. Сюда устремляются души.
Также необходимо учитывать, что на архетипическом уровне желтому цвету вообще свойственны страх и зависть.
Ничто так не олицетворяет народ, его душу, как творения великих художников. Пример - Винсент Ван Гог. Пожалуй, ни один другой художник не находился под столь сильным воздействием архетипа желтого цвета. Желтый цвет живет в его картинах в свете солнца, в изобилии желтых подсолнухов, в желтизне колосьев, в желтом цвете всего ландшафта во время сбора урожая.
Желтый цвет жатвы приобретает для него символическое значение итога жизни и смерти. Он пишет сам об одной из своих больших картин, изображающей сбор урожая в 1889 г.: "Это образ смерти, как нам открывает ее великая книга природы". Смерть для Ван Гога (психически больного человека, гениального художника) подобна золоту урожая, в ней нет черного цвета. Сам художник в расцвете своих творческих сил, создавая свой богатейший "урожай" картин, искал и нашел смерть.
В последний год своей жизни, в июне - сентябре 1889 года, Ван Гог пишет картину "Жнец". "В этом жнеце мне представляется некая неясная фигура, - писал Ван Гог, - наподобие дьявола, борющаяся в раскаленной жаре за то, чтобы закончить свою работу. В нем я вижу образ смерти в том смысле, что - человечество - колос, который должен быть сжат... Но в этой смерти нет ничего печального, она происходит при полном свете, с солнцем, которое освещает все золотым светом."
Так, что грушу, на гербе г.Шахты, как с сарказмом советуют изобразить некоторые насмешливые и язвительные жители, может быть изобразить и в полне обоснованно, оправданно и логично, поскольку груша, как символ и эмблема в науке геральдике обозначает весьма позитивные начала:
'Груша (грушевая ветка с плодом, плод груши) - эмблема, принятая в германской, польской и русской (по гражданско-административной линии), использовалась для знаков, отмечающих 'мирные' заслуги чиновничества, а также в городских гербах, где соответствовала понятию плодородия.
(Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. -М.:ЗАО Центрполиграф, 2006.-543с.).
Не смотря на то, что символ 'груша' стал употребляться реже гораздо, тем не менее:
- Груша - символ долговечности и верной любви.
Грушевое дерево, дарящее людям чудесные плоды, было известно нашим предкам за три тысячелетия до нашей эры. Первооткрывателями полезных свойств этих красивых фруктов были китайцы. Они не только воспевали грушу в стихах, но и провели большую селекционную работу, чтобы на свет появились многие известные и сегодня сорта.
По мнению китайцев, родина фруктового дерева - Мировая гора Кунь-лунь. Груша в Китае служит символом долголетия. Поводом для этого стала удивительная жизнестойкость грушевого дерева, средняя продолжительность жизни которого составляет около ста лет. Известно также несколько удивительных экземпляров этого растения, возраст которых превышает целых три столетия.
В то же время китайские мудрецы не советовали влюбленным и друзьям разрезать и делить плоды грушевого дерева, потому что это могло стать предвестником разлуки. Прекрасный грушевый цвет символизирует в Китае не только красоту, но и печаль, и непостоянство.
Форма груши у греков, да и не только у них, связывалась с любовью и материнством.
У древних славян груша участвовала во многих ритуалах и обрядах. Плоды служили основой для приворотных зелий. Считалось, что груша может укрепить верность супругов, помешать изменам.
В христианских странах также не забывали о символическом значении плодов груши. Женственная форма использовалась художниками как аллегория, связанная с праматерью Евой.
В некоторых странах грушевое дерево сажается рядом с часовнями, посвященными Богоматери. Считается, что под ним находит отдых Дева Мария, когда спускается на землю. Груша символизирует также и любовь Христа ко всему человечеству.
ГРУША - символ любви и материнства. Символизм произошел, вероятно, от формы груши, напоминающей тазобедренную часть женского тела или грудь. В античн.времена она считалась атрибутом древнегреческих богинь Геры (в римской мифологии Юноны) и Афродиты (Венеры). В Китае этот фрукт является символом долголетия по той причине, что грушевые деревья живут и плодоносят долгое время. Поскольку белый цвет в Китае считался траурным, цветущая груша была похоронным атрибутом."Груша" - часто встречается в песнях Великоруссов. Это дерево - предмет нежного попечения девицы: выходя замуж, она прощается с нею, как с привычною подругою своих красных дней. Груша, как будто, покровительница ее девичества: светлица, где жила красная, осенена ветвями груши зелеными:
Грушица, грушица моя,
Грушица зеленая моя.
Под грушею светлица стоит:
Во светлице девица сидит.
(Сах. стр. 210 Пес. Свах. # 35).
И сама невеста сравнивается с любимым цветущим деревом: -
Цвела грушица во садику,
Цвела моя во зеленом:
Жило мое дитятко.
Во терему, во высоком.
(Сах. стр. 149 Пес. Свад. # 161).
Символ груша использовался Орденом Алькантара (также рыцари св. Юлиана де Перейра). Основан в 1156 году,как рыцарский орден утвержден в 1177. Устав цистерианский. Защита паломников, уход за больными (стандартный набор, в общем - Ульф). На белом поле - зеленеющее грушевое дерево,как символ чистоты даже в долгой битве,считалось,что она втягивает в себя силу противника.
Так что на гербе г.Шахты изобразить грушу, может быть, вполне целесообразно и вполне уместно, исходя из вышеизложенных символических значений.
По Фен-Шую, словосочетание Александровск-Грушевский весьма благотворно и благоприятно.
Значение слова груша мы уже подробно обозначили, а слово Александр обозначает и - происходит от древнегреческих слов "алекс" - защищать и "андрос" - муж, мужчина, то есть "защитник людей", "защита мужественная".
"Александр есть имя не самое глубокое, но самое гармоничное, самое внутри себя пропорциональное". (П. А, Флоренский)
ИМЕНИНЫ И СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ Александра, которых мы автоматически приобретаем вместе с названием города и которые будут помогать усиливать нашу духовную, небесную и энергетическую защиту (сила Бога нам подмога!):
Александр Адрианопольский, епископ, священномученик, 4 ноября (22 октября).
Александр Африканский, мученик, 23 (10) апреля.
Александр-воин, мученик, 23 (10) июня.
Александр Египетский, Кесарийский (Палестинский), мученик, 28(15) марта.
Александр Египетский, воин, мученик, 22 (9) июля.
Александр Иерусалимский, патриарх, священномученик, 29(16) мая, 25 (12) декабря.
Александр Калутинский (Калитский), кузнец, мученик, 11 октября (28 сентября).
Александр Команский, епископ, священномученик, 25 (12) августа. По указанию Божию был избран в епископы из продавцов угля. Угодил Богу смирением и добрыми делами. Мученически скончался за веру Христову в III в.
Александр Константинопольский, патриарх, 12 сентября (30 августа).
Александр Константинопольский, преподобный, перво-начальник обители "Неусыпающих", 8 марта (23 февраля), 16 (3) июля. Сначала был воином, потом принял монашество, основал 9 монастырей и первым установил в них чин "неусыпающих", то есть постоянное, и днем, и ночью, совершение богослужений.
Александр Куштпский, игумен, 22 (9) июня.
Александр (в схиме Алексий) Невский, великий князь, 5 июня (23 мая), 12 сентября {30 августа), 6 декабря {23 ноября). Новгородский князь, потом великий князь владимирский, сын князя Ярослава Всеволодовича. Победами над шведами {Невская битва, 1240 г.) и немецкими рыцарями (Ледовое побоище, 1242 г.) он обезопасил западные границы Руси. Умелой политикой ослабил тяготы монголо-татарского ига.
Александр Никопольский (Армянский), мученик, 23 (10) июля.
Александр Ошевенский, игумен, 3 мая (20 апреля).
Александр Пергийский (Памфилийский), земледелец, мученик, 14 (1) августа.
Александр Пиднский, пресвитер, священномученик, 26(13) марта.
Александр Римлянин, мученик, сын мученицы Филицаты Римской, 7 февраля (25 января).
Александр Римский, мученик, 26 (13) мая.
Александр Римский, мученик, сын мученика Клавдия Римского, 24(11) августа.
Александр I Римский, папа, священномученик, 29 (16) марта.
Александр Свирский, преподобный, 30(17) апреля, 12 сентября (30 августа).
Александр Севастийский, мученик, 22 (9) марта.
Александр Сидский (Памфилийский), иерей, священномученик, 28(15) марта.
Александр Солунекий (Фессалоникийский), 22 (9) ноября.
Александр Хотовицкий, протопресвитер, священномученик, в воскресенье после 7 февраля (25 января).
Александр Эгейский, мученик, 2 июня (20 мая).
ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ - Имя Александр носило множество русских князей, царей, императоров, великий полководец Суворов, великие поэты Пушкин и Блок. А также Абдулов, Алябьев, Богомолец, Бородин, Бутлеров, Варламов, Василевский, Ведерников, Гаук, Герцен, Глазунов, Годунов, Градский, Грибоедов, Гумбольдт, Даргомыжский, Дельвиг, Демьяненко, Довженко, Долуханян, Дюма, Жигулев, Зацепин, Збруев, Иванов, Калягин, Коржаков, Корнейчук, Куприн, Лебедев, Лебедь, Лодыгин, Лукашенко, Малинин, Мартынов, Масляков, Меншиков, Михайлов, Мягченков, Онасис, Островский, Парх тиоменко, Пересвет, Пирогов, Пожаров (Остужев), Покрышкин, Полежаев, Попов, Радищев, Свешников, Серафимович, Серов, Скляр, Скрябин, Сокуров, Солженицын, Сумароков, Сумбатов-Южин, Сухово-Кобылин, Твардовский, Фадеев, Ферсман, Флярковский, Холминов, Цфасман, Чистяков, Ширвиндт, Щуплов, Эйфель, Яковлев.
С именем сверхчеловека Александра Македонского связано много чудесного. Например, его мать Олимпиада, прекрасная жрица и владычица священных змей, уверяла, что родила его вовсе не от хромоногого одноглазого Филиппа Македонского, а от божества, которому отдалась ночью в храме!.. В 12 лет он оказался единственным наездником, сумевшим укротить строптивого, свирепого жеребца Буцефала, ставшего молодому царю другом и боевым соратником. Его планы были безграничны: он даже на небо хотел взойти, да священный орел не пустил его туда. Да и сама смерть Великого Александра была необычна. Он надел таинственную корону Дария - и сбылось древнее предсказание: властелин Вселенной утратил память, повернул с полпути в Индию, забыв о своей цели,- и вскоре умер.
Восточное толкование имен
Александр - изначальный исток.
В 2009 году телевизионный общероссийский проект назвал именем Россия - Св. Александра Невского.
Так, что город с благозвучным и красивым названием Александровск-Грушевский во всех отношениях лучше банального, серого и убогого названия - г.Шахты, тем более, что это название по-существу нелегитимное и не законное, в чем мы полностью согласны с С.Новиковым, сотрудником Центра хранения архивных документов, в его статье 'Последнее слово -за горожанами', изложенной ниже.
'Город Александровск-ГрушевскиC
3126 просмотров
19 мая (ср) 2010