<= Перейти на шахтинский форум
В Шахтах прошла конференция работников образования
16+
30 августа (понедельник) 2010
Воин
Да-а-а. Волевым путем внедряется система обеспечения качества продукции, основанная на стандартах серии ISO 9000. Требование наличия именно этой системы, содержащееся в документах по аттестации и аккредитации вузов, представляет собой принятие этой системы как обязательного к исполнению вузами стандарта. Сам по себе стандарт ISO 9000 - великолепный инструмент организации производства, но применение его в условиях, для которых он не предназначен - серьезная ошибка. Стандарт содержит прямое указание о неприменимости в сфере образования, но это указание игнорируется. Стандарт ISO 9000 не обязателен к исполнению, он может и не внедряться на конкретном предприятии; существуют и иные методики обеспечения качества продукции, например, SADT. Осознанность и добровольность внедрения и использования - необходимые условия работы стандарта ISO, и эти условия нарушаются. Сама применимость стандартов ISO 9000 в образовании вызывает большие сомнения. Эти стандарты ориентированы на материальное производство, предполагают стандартизованность исходного материала, знание о результатах того или иного воздействия на него, детерминированность результата. Образовательные системы имеют дело со сложными саморазвивающимися объектами, обладающими свободой воли, поведение которых меняется не в результате внешнего воздействия, а в результате неизвестных и непредсказуемых внутренних процессов - студентами. Несложно понять, что использование системы управления неким процессом, не соответствующей ни свойствам самого процесса, ни характеристикам трансформируемого процессом объекта, способна лишь снизить эффективность этого процесса. Бесспорна необходимость в образовательных учреждениях структуры, контролирующей качественные характеристики учебного процесса. Но волевое внедрение не подходящей системы обеспечения качества приводит лишь к созданию видимости наличия такой системы, созданию неработоспособного муляжа. На преподавателей возлагается обязанность заполнения большого количества бумаг (пример - уже упоминавшиеся 'аттестационные педагогические измерительные материалы'). При этом преподаватели достаточно квалифицированны, чтобы видеть несоответствие навязываемых действий смыслу и свойствам своей деятельности. Результат - почти полное отсутствие соответствия между ходом образовательного процесса и его отражением в документации, т.е. разрушение управления образовательным процессом. Кажется, нам всем пора остановиться и серьёзно задуматься над происходящим. Но зуд реформаторства кое-кому не даёт покоя. Идея 'оптимизации' расходов на социальные нужды привела к появлению очередной 'инициативы' - переводу бюджетных учреждений в новое качество. В соответствии с подготовленным правительством законопроектом ?308243 - 5 под названием 'О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений' у нас в стране теперь вообще появляются три типа учреждений: автономные, бюджетные и казённые. На первый взгляд, казалось бы, ничего страшного не произошло. Подавляющее большинство образовательных учреждений остаётся бюджетными. Но дьявол, как всегда, кроется в деталях. Теперь бюджетное учреждение (в отличие от казённого) не будет получать прямого постоянного бюджетного финансирования, а лишь через адресные субсидии. И это означает, что уже в ближайшее время огромная часть российских школ и вузов останется без средств к существованию. Дикая ситуация (в Год учителя!) усугубляется тем, что из бюджетных средств будет оплачиваться только некий обязательный набор учебных предметов. Каких именно, сегодня из учителей не знает никто. Это будет определяться только при начале 'реформы' в октябре 2010 года, когда новый учебный год наберёт ход. Армия чиновников не смогла ничего продумать, просчитать, провести какие-то эксперименты. Даже в Думе назначили слушания с привлечением специалистов после принятия Закона. Вот какую убийственную государственную систему мы создали! Что ждёт будущие поколения? Скорее всего, как полагают дальновидные профессионалы, российские школы, исключая элитные, в ходе данной 'реформы' рискуют превратиться в аналог дореволюционных церковно-приходских, где за бюджетные деньги учат лишь читать, писать и считать. Правда, как в дореволюционных школах, многому могли бы научить образованные священники, но их появления в школе боятся. Конечно, всех обучат пользоваться импортными компьютерами, о чём так печётся Президент: надо же искать потребительские товары, читать о скандалах, погружаться в виртуальные игры, смотреть порносайты (составляющие более половины всех сайтов в интернете). Ясно, что других талантов и 'специалистов' в стране - сырьевом придатке и не надо. Вкалывать на буровых, на прокладке газопроводов под руководством немецких инженеров, менеджерить с китайскими товарами, тупо охранять, обслуживать толстосумов - и такие смогут.
1661 просмотр
30 августа (пн) 2010