<= Перейти на главную страницу портала |
Шахты.SU. Шахтинские известия. |
16+ |
Мысли Романа "причесал" и литературно упорядочил Евгений НИЩЕНКО. Культура. | |
Раз - по струнам, два - по пальцам... |
В городе Шахты никогда не было недостатка в талантливых людях. Никто не считал странным, что среди трудового народа, основную массу которого составляли шахтеры, много музыкантов, певцов, поэтов и художников.
В последние годы, несмотря на то, что экономика города претерпевает кардинальную перепрофилировку и профессия горняка становится почти реликтовой, количество талантов нисколько не уменьшилось, а, наоборот, даже проявляет тенденцию к росту.
Своими мыслями по этому поводу делится строитель по профессии и бард по призванию, известный широкому кругу любителей авторской песни Роман (Риф Ганиев).
- Как-то пригласили меня в Морозовск на презентацию клуба авторской песни "Лира". Узнал я о приглашении от сулинских коллег по гитаре. Им городской отдел культуры выделил для поездки "Газель", оплатив все расходы. Ну, и меня взяли по доброте душевной.
Приехали в Морозовск барды из Ростовской, Волгоградской, Саратовской областей, Краснодарского края, в общем - человек двести.
Поселили нас в гостинице, питание - прямо за кулисами. Три дня на сцене городского Дворца культуры царила авторская песня. Клубу "Лира" различные городские организации подарили около двадцати тысяч рублей на развитие. Потом был банкет в ресторане, с восьми вечера и до четырех часов утра. Стол ломился, гитара ходила по кругу.
Пообщались, перезнакомились, снимки на память, городская пресса и телевидение - все за счет города. И это всего лишь презентация!
Ехал я домой, и горькие мысли одолевали. Разве можно представить такое в Шахтах? Почему Красный Сулин, Константиновск, Романовка могут себе позволить фестивали бардов? Они что, богаче? Нет, просто отношение к культуре иное.
"Отношение к культуре" определяется управлением культуры мэрии города. Отношение это не всегда однозначное, а порой даже странное.
К примеру, только недавно, с приходом нового мэра, было отменено нелепое "начинание" прежнего состава управления культуры, а именно: взимание платы за участие в общегородском смотре народных талантов.
Все просто: хочешь петь - плати тридцатник. Можно найти в этом плюсы и минусы, однако истинные таланты восприняли это, как унижение, и несогласованно, но дружно... отказались участвовать в фестивалях управления культуры.
В итоге город мало знает свои истинные таланты, на общественных культурных мероприятиях в городском парке "халявный" микрофон зачастую предоставляется весьма посредственным исполнителям.
В прошлом, 2004-м году смотр-фестиваль в ГДК проходил при пустом зале и минимальном количестве участников -мероприятие было перенесено с выходных на рабочий день. Денежные взносы и перенос фестиваля с выходных на рабочий день сыграли свою роль. А ведь ограничить число участников, которых иногда набирается запредельное число, и заодно отсеять графоманов и бездарей можно предварительной "прослушкой". Та же десятка членов жюри справилась бы с этим за неполный час - по разным комнатам, залам и фойе.
Первое общество поэтов было зарегистрировано в нашем городе в 1914 году. С тех пор преемственность литературных салонов не прерывалась до настоящего времени. Не помню имен прежних лидеров поэтическо-бардовского движения, но с начала семидесятых годов прошлого столетия "расклад" литературно-творческих объединений города Шахты таков: "Антрацит" - А.Осовский, "Ковчег" - С.Родин, "Барды" - Д.Коваленко, "Родник" - Е.Нищенко, детский поэтический клуб "Родничок" - Г.Еремина, "Ковчег-2" - Т.Долгополюк, ЛИТО им. А.Недогонова - городская библиотека имени А.С.Пушкина.
В этом довольно стройном ряду весьма диссонансна роль управления культуры города: не оказывая никакой реальной помощи существующим коллективам (помещения, публикации), управление весьма директивно навязывает им свою волю и программу действий, а подчас - и руководителей, что почти всегда является "медвежьей услугой".
К примеру, еще во времена своего "первого срока" мэр города С.Понамаренко выделил С.Родину для его "Ковчега" помещение в здании городского ЗАГСа. Неуклюжие попытки управления культуры превратить литклуб в "Культурный центр" привели к распаду коллектива и утрате помещения.
Я не берусь судить и оценивать работу управления культуры в целом, но позиция данного управления по отношению к поэтическо-бардовским коллективам мне откровенно не нравится.
Я был в Ростове, был в Новочеркасске, в Романовке и Константинова, я говорил с жителями Костромы и Луганска - нигде отделы культуры не вмешиваются в работу литературных клубов, им не нужна лишняя головная боль, своей работы невпроворот.
Неужели же сотрудники нашего городского управления культуры настолько перегружены "левой" работой по обслуживанию свадеб и дней рождения чад финансовых тузов города, что у них не хватает сил и времени для плановой работы и они рады внести в свои планы и отчеты работу литклубов?
Как я уже говорил, другие города делегируют своих участников на различные бардовские фестивали, у нас же это превращается в какую-то многоходовую комбинацию. К примеру, в 2003 году на фестиваль бардов в станице Романовской от управления культуры города Шахты было командировано четверо участников. Кто там был - покрыто, как говорится, тайной за семью печатями, но доподлинно известно, что никто из наших там не пел. Совершенно неожиданно на итоговом гала-концерте мне вручили грамоту, как призеру того самого фестиваля (на котором я не был). Вразумительного ответа от бывшей тогда зав. отделом культуры Л.Ю.Моисеенко я не получил, но последовало негласное указание не давать мне микрофон на городских мероприятиях в парке культуры - наказание за излишнее любопытство.
Вернусь к основной теме нашего разговора. В итоге эволюция литературных клубов выглядит так: руководитель "сколачивает" коллектив, подыскивает помещение, затем исподволь начинает чувствовать на себе внимание управления культуры, что, как я уже говорил, не всегда идет на пользу делу. У арендатора помещения возникают проблемы, обстановка становится нервозной, клуб распадается и возникает в новом месте, с новым названием и, как правило, с новым руководителем.
"Ковчег-2" после "Ковчега" С.Родина так и не поднялся. Поэтический "бомонд", в который раз сменив название, обрел "хозяина" в лице Центральной городской библиотеки, но...
Библиотека отказалась работать по выходным, в будние же дни талантам, равно, как и бездарям, надо обеспечивать себя хлебом насущным. Как говорится, "пой песни, хоть тресни...".
В который раз литклуб "повис в воздухе". В очередной раз "хотим - как лучше, получается - как всегда".
В нашем городе много мастеров авторской песни. У них прекрасные голоса, высокопробные тексты и качественный аккомпанемент. Они могут достойно представить наш город на фестивалях всероссийского уровня - А.Чурсин, к примеру, одно время пел в элитном ресторане столицы.
Однако в городе Шахты получить микрофон в "приличном собрании" (в театре "Пласт", к примеру) весьма проблематично, на местном телевидении - категорически невозможно.
Почему?
Вот, собственно, и все, что я хотел сказать, чем поделиться с читателями "Российского Донбасса". Надеюсь, заинтересованные лица сделают правильные выводы из сказанного...
Читайте новости Шахты.SU - Информационного портала города Шахты во ВКонтактеИван |
Я всегда гордился нашим городом и его горожанами - моими земляками! |
Татяна Долгополю |