<= Перейти на главную страницу портала |
Шахты.SU. Шахтинские известия. |
16+ |
Александр БОЛДЫРЕВ.. Культура. | |
Они защищали донские переправы |
:Горит и рушится планета,
Над нашей Родиною дым.
И, значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех.
Мы за ценой не постоим!
(Из кинофильма 'Белорусский вокзал')
Теперь уже мало кто знает, что до войны на Нижнем Дону было несколько деревянных мостов, а именно: Багаевский, Мелиховский, Раздорский и Семикаракорский. Во время Великой Отечественной войны при наступлении немецко-фашистских войск на Кавказ за эти мосты развернулись ожесточенные бои. С нашей стороны их защищали воины калмыцкой дивизии. Удержать мосты не удалось, поэтому они были взорваны и позже уже не восстанавливались.
Попробуем вкратце рассмотреть события тех трагических дней.
Как это начиналось
Осенью 1941 года развернулась грандиозная битва под Москвой. В ноябре войска противника были истощены и утратили наступательный порыв. Враг потерпел поражение под Тихвином и Ростовом-на-Дону. Готовилось контрнаступление Красной Армии на московском направлении. Нужны были мощные резервы.
Государственный Комитет Обороны издает Постановление о формировании на территории Северо-Кавказского военного округа (СКВО) нескольких национальных соединений: в Калмыцкой АССР - двух кавалерийских дивизий, в Чечено-Ингушской и Кабардино-Балкарской автономных республиках - по одной кавдивизии.
В конечном итоге в Калмыкии из двух запланированных дивизий удалось сформировать одну - 110-ю Отдельную Калмыцкую кавалерийскую дивизию расширенного состава. В ней насчитывалось 4625 человек вместо 3500, предусмотренных приказом СКВО. В ее состав вошли 273-й Сарпинский кавполк, 292-й Малодербетовский кавполк, 311-й Приволжский кавполк, отдельный конноартиллерийский дивизион, медико-санитарный эскадрон, отдельный эскадрон химической защиты, отдельный полуэскадрон связи, разведывательный и саперный эскадроны, дивизионный ветеринарный лазарет, полевая почтовая станция, транспортные подразделения и комендантский взвод.
Коммунисты и комсомольцы составляли 40 процентов всего соединения. Кроме калмыков, которых было около 80 процентов, в дивизии служили русские, украинцы, белорусы, чеченцы. Часть командно-политического состава дивизии прибыла из действующей армии и имела опыт ведения боевых действий против немецко-фашистских захватчиков.
В дивизии было 4744 лошади. Их получили из колхозов и других хозяйств Калмыкии. Конная подготовка проводилась каждый день на манеже и в поле. Изучали также технику, проводили тактические занятия при любой погоде.
К 15 апреля 1942 года дивизия была в основном обучена и обеспечена вооружением и военной техникой.
Поход на Дон
3 мая 1942 года дивизия вошла в состав действующей армии. Был дан приказ идти на запад, через Кутейниковскую - к Дону. Командование провело рекогносцировку маршрута движения. Штабы и политотделы спланировали и организовали работу на марше.
На рассвете части были подняты по тревоге - началось движение кавалерийского соединения навстречу врагу, к полям сражений. Марш стал первой серьезной проверкой организованности, слаженности соединения. Командование в основном осталось довольно результатами большого перехода протяженностью свыше 500 километров.
В начале июля 1942 года дивизия сосредоточилась в районе х. Калинин, под станицей Багаевской. 14 июля перед дивизией была поставлена боевая задача: занять оборону по левому берегу реки Дон на участке фронта от ст. Семикаракорской до ст. Багаевской и до подхода передовых частей противника произвести инженерно-оборонительные работы.
Хутора Кудинов, Ажинов, Карповка, Сусатский входили во второй эшелон обороны дивизии. Общая протяженность участка обороны 110-й ОККД по фронту составляла 58 километров. По условиям военного времени это была непомерная задача, так как кавдивизия такого состава могла занимать оборону протяженностью в 6-8 километров.
Инженерные работы проводились днем и ночью - это была подлинно трудовая и боевая вахта всего личного состава дивизии. Кирпичная церковь в х. Ажинов была превращена в долговременную огневую точку. В ее стенах было пробито 12 амбразур для ведения огня из пулеметов и орудий. На верхнем этаже, под куполом, сидели разведчики и офицер связи, которые наблюдали за действиями противника, имея связь с командными пунктами и наблюдательными пунктами дивизии и ее частей.
Командование немецко-фашистских войск, осуществляя план летнего наступления 1942 года, рассчитывало в короткий срок разгромить части и соединения Южного фронта на правом берегу Дона, овладеть переправами и форсировать его.
В соответствии с приказом командования 51-й армии, перед 110-й кавдивизией были поставлены следующие боевые задачи: уничтожая вражескую живую силу и боевую технику, обеспечить прочную оборону; не дать врагу возможности овладеть переправами в районе обороны дивизии через Дон; не допустить форсирования Дона и выхода противника на его левый берег; прикрывать отход утомленных непрерывными боями частей и соединений Южного фронта и их переправу на левый берег Дона; прикрыть и обеспечить отход эвакуируемого мирного населения, переправу государственного имущества и поголовья крупного рогатого скота.
Первые бои
Во второй половине июля 1942 года 110-я ОККД начала упорные оборонительные бои на Дону с превосходящими танковыми, механизированными соединениями противника, прикрывая отход обескровленных частей и соединений Южного фронта. Начиная с 16 июля, авиация противника начала бомбить позиции дивизии. В небе стаями носились 'юнкерсы' и 'хейншели'. Они волнами штурмовали позиции и переправы через Дон. Время от времени с воющим звуком появлялась и 'рама' (самолет-разведчик), высматривая каждый кустарник, сад, овраг, населенный пункт, а затем снова прилетали 'юнкерсы', забрасывая бомбами намеченные объекты.
Нанося бомбовые удары, враг стремился подавить и уничтожить огневые средства 292-го полка, взломать его оборону и овладеть Багаевским мостом. Сюда подтягивались вражеские подразделения и группы автоматчиков.
18 июля противник перешел в решительное наступление на широком фронте. Передовые его отряды завязали ожесточенные бои на правом берегу Дона. 22 июля враг занял Мелиховскую и Раздорскую станицы. Но все его попытки форсировать Дон на участке обороны 110-й кавдивизии оказались безуспешными.
23 июля новая группа немецких армий 'А' получила приказ начать прорыв на Кавказ. В разгар тяжелого боя немецкое командование направило в район боевых действий 292-го кавполка около 50 бомбардировщиков и мотопехоту с танками. Бой принял напряженный характер. Воины полка, проявляя мужество и отвагу, отразили все вражеские атаки.
Не достигнув своей цели в районе 292-го кавполка, враг, поставив там заслон, в последующие сутки начал подтягивать и сосредотачивать крупные танковые соединения в районе Семикаракорской и Раздорской станиц, то есть на правом фланге 110-й кавдивизии, где действовал 273-й кавполк. Сюда пришлось бросить основные силы и 311-го кавполка.
С 23 июля 110-я ОККД вошла в подчинение командования 37-й армии. Командир дивизии обратился к командующему этой армией с просьбой поддержать его части огневыми средствами и авиацией. Удовлетворяя просьбу, командарм-37 придал 110-й ОККД дивизион гвардейских минометов 'катюша', которые во взаимодействии с артиллерией дивизии из района х. Ажинов и х. Карповка нанесли мощный удар по местам сосредоточения вражеских танковых и механизированных соединений в районах Мелиховской и Раздорской. От этих мощных огневых ударов противник понес большие потери в живой силе и технике. Наблюдалось паническое бегство фашистов и большие пожары. Враг в течение суток не мог прийти в себя.
Переправа через Дон у станицы Раздорской несколько раз переходила из рук в руки. Но немцам в этот раз так и не удалось овладеть ею. Враг, понеся большие потери, вынужден был закрепиться на правом берегу Дона.
Подвиг сержанта Деликова
В районе х. Пухляковский в завязавшихся кровопролитных боях сын калмыцкого народа, коммунист Эрдни Теленджиевич Деликов в течение нескольких суток оборонял со своим расчетом противотанкового ружья переправу через Дон, отражая и сдерживая натиск бронемашин и автоматчиков. Несмотря на непрерывный артиллерийский и минометный огонь противника, систематические бомбежки вражеской авиации, отважный расчет во главе с командиром Э.Деликовым упорно вел бой, не допуская врага к переправе. И когда немцы под прикрытием большого числа бронемашин, крупных сил авиации стали теснить его подразделение, Эрдни Деликов точным огнем ПТР уничтожил одну за другой три немецких бронемашины, и тем самым создал замешательство в боевых порядках врага. Обозленные неудачей, немцы стали подбрасывать к переправе автоматчиков. Перенеся огонь своего противотанкового ружья на новую группировку противника, сержант Деликов меткими выстрелами подбил три грузовых автомашины, уничтожив при этом 60 солдат и офицеров противника.
В тот момент, когда смелый воин целился в следующую автомашину, осколком авиабомбы ему оторвало правую ногу. Мужественный сержант, истекая кровью, метким выстрелом уничтожил четвертую автомашину, в которой сгорели 15 немецких автоматчиков. Взорвавшаяся вблизи сержанта Деликова вторая бомба оторвала ему вторую ногу. Умирая, отважный воин через силу подал команду: 'Возьмите мое ружье, бейте немецко-фашистских гадов! Пусть знают, что наши не отступают!'.
Вдохновленные героическим подвигом бесстрашного сержанта Деликова, наши воины перешли в контратаку, отбив яростный натиск противника.
Сержанту Деликову, павшему смертью храбрых, Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено высокое звание Героя Советского Союза (посмертно).
Последние бои. Отход за Маныч
В ночь на 24 июля под прикрытием артиллерийского огня и авиации более батальона вражеских автоматчиков, просочившись к переправе, форсировали Дон и пытались закрепиться на его левом берегу, с тем, чтобы расширить плацдарм и обеспечить форсирование Дона основными силами группировки.
Перед кавалерийскими эскадронами стояла задача - уничтожить просочившихся вражеских автоматчиков и очистить от них левый берег Дона. В завязавшемся бою враг был отброшен, потеряв более двух рот живой силы и до десяти грузовых автомашин, танков и бронемашин.
На рассвете 25 июля, во время проверки обороны 273 КП, конный разъезд штаба дивизии был обстрелян противником из пулемета. Обнажив клинки, конники бросились на противника, зарубив весь вражеский пулеметный расчет:
Не достигнув успеха в овладении переправой в районе ст. Раздорская, враг стал засыпать с самолетов левый берег Дона листовками антисоветского содержания, насыщенных всякого рода провокационными измышлениями. Одновременно в этих листовках фашисты призывали бойцов и командиров дивизии прекратить сопротивление, обещая им сохранить жизнь и предоставить 'великие блага'.
Воины 110-й кавдивизии в ответ на эти провокации врага еще более сплотились вокруг своих командиров и политработников, отвечали стойкостью и упорством, мужеством и отвагой, непреклонной ненавистью к гитлеровским захватчикам.
Взвесив военную обстановку и данные разведки, командование дивизии пришло к заключению, что концентрация крупных бронетанковых и механизированных сил на правом фланге обороны дивизии создает угрожающее положение. Похоже, что враг решил совершить прорыв крупными силами в районе станиц Семикаракорская и Константиновская и выйти на левый берег Дона.
26 июля обнаружилось, что противник уже прошел на левый берег Дона. Он прорвал оборону в районе Константиновской и Семикаракорской. Одновременно подверг ожесточенной бомбардировке позиции наших частей, штаб дивизии, расположенный в х. Ажинов, и тылы, находящиеся в х. Калинин. Танки вошли в х. Сусатский. Настал момент, когда вражеские автоматчики отрезали боевые подразделения от тылов. Создалась угроза полного окружения частей дивизии.
С жестокими и кровопролитными боями 110-я ОККД отошла к Манычу и держала там оборону до 29 июля, и только по приказу командующего 37-й армией снова начала отход. Конечным пунктом сосредоточения дивизии на отдых и переформирование был Майкоп.
ИТОГИ
Таким образом, с 18 по 29 июля 110-я Отдельная Калмыцкая кавалерийская дивизия в течение 12 дней упорно сдерживала яростный натиск во много раз превосходящих ее танковых, механизированных и авиационных сил противника на Дону и на Маныче.
В этих боях противник потерял до четырех батальонов мотопехоты, 30 танков, 55 бронемашин, 45 минометов, 20 орудий и 38 пулеметов. Было сбито пять вражеских самолетов. Задача по обеспечению переправы через Дон 37-й армии, отступавшей из Донбасса на Кавказ, а также эвакуируемых из городов госучреждений, населения и скота была успешно выполнена:
P.S. Будете отдыхать летом на Дону, в Пухляковке, - поклонитесь братской могиле воинов-калмыков. Обратите внимание и на памятную доску на здании местной почты, сообщающую о подвиге сержанта Э.Деликова.
А.Б.
Читайте новости Шахты.SU - Информационного портала города Шахты во ВКонтактеАнатолий3 |
ст. Раздорская |
Друг |
Иван Бездонный |
Анатолий3 |
Анатолий3 |
Анатолий3 |
станица Раздорская |
Анатолий3 |
Друг |