Елена Шупегина. Культура. | |
Фильм-спектакль по Шолохову показали на сцене Шахтинского театра |
Поначалу никто ничего не подозревал. Зрители входили в зал, занимали места. переговаривались между собой. И почти не обращали внимания на актёра Дмитрия Торощина, который пристроился с видеокамерой на ступенях, ведущих из зала на сцену. Он снимал зал и публику, изображение проецировалось на экран, протянутый вдоль всей сцены - забавно придумано!
Но с началом спектакля оказалось, что всё это вовсе не для забавы. Вместе с вооружённым видеокамерой Дмитрием Торощиным мы все по скрытым обычно от глаз зрителя переходам проследовали на сцену - необычно обнажённую, без привычных кулис и с минимумом декораций. Нас как бы пригласили внутрь того, что там, на этой сцене, будет происходить. А там трагически, но порой и смешно, как это умел показать Михаил Шолохов, ломало и перемалывало привычный и уютный, веками устоявшийся мир казачьей жизни. Актёры периодически передавали видеокамеру друг другу, и мы, одновременно с действием на сцене, могли видеть крупным планом лица их персонажей или плетёного из соломы игрушечного жеребёнка, или тоже будто игрушечную модель уголка казачьей станицы. Изображение на экране порой напоминало кадры из фильмов Александра Сокурова.
Что до актёров на сцене (а иногда действие со сцены перемещалось в зал), то недаром накануне знающие люди предупредили, что в этом спектакле нет ролей - есть образы. Так что по ходу действия, сплетённого из трёх шолоховских рассказов, заслуженный артист России Александр Качалов преображался то в красноармейца Трофима - хозяина того самого некстати родившегося жеребёнка, то в Якова Алексеевича - старинной ковки человека, оборотистого казака. А заслуженной артистке России Елизавете Добринской и вовсе пришлось перевоплощаться то в мать казачьего семейства, то... в лукавую кобылу незадачливого казака Федота с собачьим прозвищем Колчак.
Всё это необычное зрелище - на экране, на сцене, в зале - как бы гипнотизировало зрителя, не позволяя ни на миг отвлечься от происходящего. Правда, непривычная к такому состоянию шахтинская публика в паузах, когда хотелось тишины, всё-таки пыталась сорваться на аплодисменты. Ну, а уж когда всё закончилось и актёры вышли на поклон, зал от души и долго хлопал стоя.
Так прошла премьера спектакля "Жеребёнок" по рассказам Михаила Шолохова в постановке московского режиссёра Бари Салимова, открывшая 94-й сезон в Шахтинском драматическом театре.
Читайте новости Шахты.SU - Информационного портала города Шахты в Телеграме: https://t.me/shahtysu