ИВАН 401, Шахты.SU Загадки нашей истории |
|
Наконец то. Слышу речь не мальчика, но мужа. 171;Борис Годунов 187; 1825 А. С. Пушкина |
Теория интересная, но не находящая подтверждения
13 февраля 2020 в 12:41 бригадир дежурных электриков пишет:
бдэ> Конечно есть.
бдэ> Ты в примере упомянул слово - "огнищане".
бдэ> А вот "кресать огнивом, выкресать искры, да в
бдэ> конце концов просто кресало" - это тот же самый
бдэ> процесс огнищан, которые пользовались кресалом и
бдэ> огнивом.
бдэ> И если огнищане происходят от огнива, то
бдэ> крестьяне - от кресала.
бдэ> Кресало и огниво - это две стороны одной медали,
бдэ> одного процесса. Равно как и крестьяне и
бдэ> огнищане.
Наконец то. "Слышу речь не мальчика, но мужа." («Борис Годунов» (1825) А. С. Пушкина)
Теория интересная, но не находящая подтверждения. Огнищанина из Русской Правды сами ученые условно перевели в "колхозника", а позднее, сами же, дали ему другое определение (об этом далее). И потом, ты же сам против этимологии слов по схожести звучания.
Огнища́не (др.-рус. огни́щанинъ, огни́щане, ти́унъ огнищныи)[1][2] — должность в Древней Руси. Управляющие княжеским хозяйством, представители высших слоев феодального общества[2].
Слово происходит от огни́ще — совокупность домочадцев, буквально очаг.
Огнищане упоминаются в Русской Правде в первоначальной, краткой редакции (в пространных списках слово «огнищанин» заменено на «княж муж». Считается, что огнищанин — это представитель высшего служилого класса; за убийство огнищанина была определена вира в 80 гривен, вдвое выше, чем за простолюдина.
В новгородских летописях огнищане упомянуты три раза с 1166 года по 1234 год, всегда в сочетании «огнищане, гридь и купцы». Первое место огнищан в этом списке считается признаком важности этого сословия в Новгороде.
Акты XVII — XVIII веков, относящиеся к северной Руси, упоминают о небольших союзах-огнищах, а писцовые книги — о подобных же союзах «печищах»; во главе тех и других стояли старейшины — огнищане и печищане. Как землевладельцы, огнищане противополагались смердам, государственным крестьянам, также владевшим землей, но не на правах собственника. Этим объясняется термин «Русской Правды» ти́ун огнищный — высший из всех тиунов, управлявший княжеской дворцовой челядью и дворцовыми землями князя.
Если это не не убеждает, вернемся к
СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУСКЫЯ ЗЕМЛИ И ПО СМЕРТИ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА
…Отселѣ до угоръ и до ляховъ, до чаховъ, от чахов до ятвязи и от ятвязи до литвы, до немець[2], от нѣмець до корѣлы, от корѣлы до Устьюга[3], гдѣ тамо бяху тоймици погании[4], и за Дышючимъ моремъ[5]; от моря до болгаръ[6], от болгарь до буртасъ[7], от буртасъ до чермисъ[8], от чермисъ до моръдви,— то все покорено было Богомъ крестияньскому языку, поганьскыя страны, великому князю Всеволоду[9], отцю его Юрью[10], князю кыевьскому, дѣду его Володимеру и Манамаху, которымъ то половоци дѣти своя полошаху в колыбѣли...
Исходя из того, что христианский летописец относит все перечисленные народы к "Крестьянскому языку", вытекает предположение об отнесении их к общему мировоззрению, отличному от христианского и названного ими "поганским" (впоследствии языческим). И далее, он утверждает, что все князья перечисленные им, знали об этом с колыбели.
И другие, более поздние источники подтверждают тот факт, что князья знали какую "землю Русскую и веру крестьянскую они защищали и за какую жизни свои отдавали.
…[Похвалим] пЬсньми и гуслеными [буйными] словесы и сего великого князя Дмитрея Ивановича и брата его князя Владимера Ондр^евича правнука тЪх князей, занеж [было] мужьство их и [желание] за землю рускую и за вЪру крестьянскую…
Возникает вопрос, сами ли эти "языки" называли себя крестьянами или их так окрестили христиане? На мой взгляд - сами и это подтверждает Афанасий Никитин - христианин.
...А розбивають все кофары, ни крестіяне, ни бесерьмена; а молятся каменнымъ болваномъ, а Христа не знають..."
По всей видимости эти загадочные крестьяне существовали не только на Руси, но и за тремя морями и это название было общим.
С добыванием огня кресалом, сходство ближе. В древней Руси огонь называли Сварожичем, возникшим из искр от удара молота Сварога по Алатырь камню. Но тот же Сварог был ипостасью Бога-солнца и овеществлялся в виде равностороннего креста или креста в круге и носился как оберег или талисман, приносящий удачу и благоденствие. Отсюда, опять же, вытекает, - крестьянин - носящий крест. Но не христианин - верующий во Христа.
Дальнейшие переипетии с заменой крестьянина на христианина и обратно с изменением смыслового значения (сельскохозяйственный деятель), говорят о том, что прямой подмены не получилось, а так как большая часть неверующих во Христа, в те времена, были селяне, их и "наградили", обозвав крестьянами. А за то что сопротивлялись еще и закрепостили, мол не хотите быть рабами Христовыми, будьте рабами господина помещика, христианина.
3830 просмотров
13 февраля (чт) 2020